Немецкая классическая философия и ее место в историко-философской традиции (Кант, Гегель, Фейербах)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Немецкая Классическая Философия – этап в развитии немецкой и западноевропейской философской мысли с середины XVIII до первой трети XIX в., представленный именами И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля, Л.Фейербаха.
В отечественной историко-философской традиции за этим периодом закрепилось название, данное в свое время Энгельсом, – «Немецкая Классическая Философия», в котором было заложено идеологическое толкование ее места, роли и значения в качестве непосредственного теоретического источника марксизма в области философии. Но в этом обозначении предполагалось присутствие заниженной оценки данного историко-философского этапа, которому отказывалось в самодостаточности и автономности в качестве равноправного, интеллектуального пласта, обладающего вневременной значимостью и ценностью.
Немецкая Классическая Философия – это грандиозная эпоха в развитии западноевропейской культуры и философии, сконцентрировавшая в себе потенциал всей западноевропейской метафизики от Платона до Гегеля, – эпоха, навсегда запечатленная в классическом ареале мировой философской мысли. Немецкая Классическая Философия выступает и как итог всей двухтысячелетней предшествующей философской традиции, высшее, завершающее звено в динамике новоевропейского философского рационализма и философской классики. Вместе с тем Немецкая Классическая Философия – это и тот исток, с которого берет свое начало современная западная философия последней трети XIX и XX в.
Немецкая Классическая Философия обогатила мысль принципиально новым способом философствования, взяв в качестве исходного его пункта сосредоточение всех интеллектуальных интересов преимущественно на гносеологической проблематике. В отличие от предшествующей философии, начинавшейся с вопроса о том, что такое предмет, Кант, называет свою философию трансцендентальной ставит вопрос о том, как происходит познание о предмете и как оно возможно, каковы виды и специфические закономерности этого познания. Слово «трансцендентальный» и означает исследование не предметов, а видов их познания, причем исследование этого познания a priori – до опыта, т.е. до того, как наш познавательный инструмент примется за работу. Изучая диапазон познавательных сил разума, деятели Немецкой Классической Философии превращают его одновременно и в своего рода трибунал, все и вся ставящий перед своим судом, давая этим несомненное основание называть философию данного периода критической.
Кант Иммануил (1724 – 1804) – немецкий философ и естествоиспытатель, с работ которого начинается Немецкая Классическая Философия. В интеллектуальной биографии Канта традиционно различают два периода.
Первый из них – «докритический» – охватывает время с 1746 до конца 1760-х. В центре философских интересов Канта этого времени вопросы философии природы и особенно космологии – происхождение и развитие солнечной системы, история Земли, перспективы ее развития и т.д.
Философия критического периода датируется 1770 годом. Философия Канта этого времени состоит из трех основных частей: гносеологии, этики и эстетики (объединенной с учением о целесообразности в природе). Каждой из трех частей соответствует одна из трех фундаментальных работ Канта – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Данный период потому и называется критическим, что во всех своих сочинениях Кант исходит из следующего главного требования: каждое философское исследование надо основывать на критике или критическом исследовании познавательных способностей человека и тех границ, до которых простирается само знание. Поэтому философия данного периода у Канта начинается с гносеологии, предваряющей собой исследования всего остального.
Понятие критики в системе Канта обозначает:
точное выяснение познавательной способности, к которой обращается философия и другие отрасли знания;
исследование границ, дальше которых в силу устройства нашего сознания разум не способен действовать. Метод проверки этой способности и есть критический метод, или, как его называет сам Кант, трансцендентальный. Суть его не в познании предметов и их свойств, а в исследовании самого познания и его видов – априорных (внеопытных или доопытных) условий возможности познания. Этой проблематике посвящена главная работа Канта – «Критика чистого разума», в которой он и развивает свою концепцию научного знания.
Всякое знание начинается с опыта и передается органами чувств. Воздействуя на нас, вещи не только дают нам многообразие ощущений – то, что составляет содержание познания, но одновременно пробуждают нашу внутреннюю активность, которая и придает знанию организованный, оформленный характер. Эта независимая от всякого опыта познавательная активность и делает возможным познание опыта, придает ему всеобщий и необходимый достоверный характер.
Личный вклад Канта в развитие немецкой философии заключается в следующем:
Кант впервые в истории философии обосновал творческий, конструктивный характер человеческого познания, мышления и деятельности, показав, что сами предметы в процессе человеческой деятельности вынуждены сообразовываться с человеческим познанием и его результатами, а не наоборот;
Кант впервые четко обозначил проблему границ и условий человеческого познания;
Создав глубоко противоречивое, дуалистическое учение об источниках познания, Кант задал мощный толчок для последующего развития философской мысли, попытавшейся устранить эту половинчатость.
Гегель (1770 – 1831) – немецкий философ, создатель философской системы, являющейся одной из последних всеобъемлющих систем классического новоевропейского рационализма классической философии.
Гегель разработал теорию диалектики на основе объективного идеализма. Благодаря энциклопедичности и искусству систематизации Гегель сумел переработать и обобщить в рамках своего учения чуть ли не весь массив современного ему человеческого знания, уделяя всегда первостепенное внимание историческому знанию и проблемам истории человеческого духа. Гегель наметил трехчленное деление своей философской системы:
абсолютный дух, как он существует «в себе», или «идея в себе», составляющая предмет логики;
дух в своем «инобытии», как он является чем-то внешним «для себя», в качестве природы (натурфилософия Гегеля);
достигший себя дух «в себе и для себя» и завершивший свое необходимое развитие (философия духа). Каждая из этих частей подразделяется далее по триадическому принципу диалектики.
Задачи логики были определены результатами, полученными в «Феноменологии духа», где Гегель показал, что субъект оказался единственным объектом, а объект – единственным субъектом. Логика становится наукой о чистом мышлении в элементе самого чистого мышления, оказываясь содержательным, а не только формально-логическим знанием. Содержанием всей последующей философии Гегеля, опирающейся на систему его логики, становится превращение абсолютной идеи в абсолютный дух, где промежуточными членами выступают природа и конечный дух. Эту совокупность природы и духа Гегель назвал мировым процессом или миром. Различие между его абсолютной идеей и природой заключается не в содержании, а в форме существования: природа – та же идея, но в своем инобытии. Такой характер природы вытекает из самого понимания Гегелем духа в качестве развивающейся идеи. Цель гегелевской натурфилософии – второй части его системы – проследить за постепенным возникновением духа в природе, пока в ней не возникнет сознательная мысль, которая и узнает себя в ней.
Третью и основную часть гегелевской системы составляет философия духа. Философия духа состоит из трех разделов: субъективный дух, который изучает антропология, феноменология и психология; объективный дух – право, мораль, нравственность; абсолютный дух – искусство, религия, философия.
Философия права у Гегеля логически переходит и заканчивается философией истории, которая рассматривает исторический процесс как последовательное и закономерное развитие мирового духа в различных формах духов отдельных народов. Каждый период истории характеризуется руководящим положением какого-нибудь отдельного народа, который на этой ступени познал в самом себе общий дух и, выполнив эту задачу, передал эстафету другому народу.
Все это предприятие было бы невозможно без диалектического метода, который следует понимать как методическое обнаружение и разрешение противоречий, содержащихся в понятиях. Под противоречием Гегель понимал столкновение противоположных определений и разрешение их путем объединения. Главной и постоянной темой его диалектики стала тема единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих друг друга противоположностей, то есть тема противоречия. Противоречие для Гегеля не есть простое отрицание той мысли, которая только что полагалась и утверждалась; это – двойное отрицание (первое отрицание есть обнаружение противоречия, второе – его разрешение), когда исходная антиномия одновременно и осуществляется и снимается. Быть отрицаемым, согласно Гегелю, – значит быть одновременно и сохраняемым, и возвышаемым. С помощью диалектического метода Гегель критически переосмыслил все сферы современного ему человеческого знания и культуры, обнаруживая везде напряженную диалектику, процесс постоянного отрицания каждого наличного, достигнутого состояния духа последующим, вызревающим в его недрах в виде конкретного, имманентного ему противоречия.
Завершает Немецкую Классическую Философии Людвиг Андреас Фейербах (1804 – 1872). В 1841 г. В своих работах Фейербах осуществляет критику христианской религии, перерастающая в критику гегелевского идеализма, в котором Фейербах видит рафинированную религию, а точнее теоретическое обоснование религии.
В результате Фейербах отвергает всю философию Гегеля целиком и возвращается на позиции философского материализма. Нет никакого бога и надприродного духа, заявляет он. А есть бесконечная материальная природа, порождением которой является человек с его чувствами и мышлением. Поэтому, центральной проблемой философии, согласно Фейербаху, должен быть человек как телесное, природное существо. Вследствие такого смещения акцента с природы на человека материализм Фейербаха принято называть антропологическим материализмом
Немецкая классика обогатила человеческую мысль значительными достижениями и оказала колоссальное воздействие на развитие новейшей философии и всей духовной культуры XX – XXI вв.
Немецкая Классическая Философия – последнее завершающее звено в развитии философской классики, рациональной новоевропейской философии. Распад гегелевской школы философской классики, критическое переосмысление, рефлексия на ней привели к появлению неклассической философии. Разрабатываются принципиально новые образцы философствования, философской рефлексии.