Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Философская мысль в Германии конца XVIII – начала XIX в. явилась закономерным продолжением прогрессивных естественно-научных, философских, социально-политических идей и концепций XVII – XVIII вв. Опираясь на гуманистические идеалы Просвещения, немецкая классическая философия внесла качественно новый вклад в развитие новоевропейской рационалистической традиции. Ее выдающимися представителями были И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. Ф. В. Гегель и Л. Фейербах.
Родоначальником немецкой классической философии считается И. Кант. Пытаясь обосновать научность философии, он всесторонне осмыслил возможности и пределы знания, выявил всеобщие, субъективные предпосылки его существования. Особое значение для его учения имела проблема опыта, при анализе которой И. Кант стремился найти четкие критерии для обоснования объективности знания. Существенным вкладом И. Канта стал анализ механизмов познания. Кант выявил категориальную структуру человеческого мышления и впервые в истории разработал представление о родовой сущности человека, который включает в себя весь предшествующий исторический опыт познания мира. Новым взглядом на проблему человека являлось гуманистическое учение И. Канта о человеческой личности. Кант был в числе первых европейских мыслителей, провозгласивших безотносительную ценность человека независимо от расовой, национальной и сословной принадлежности. Гуманистическое понимание личности он основывал на принципе автономии нравственности, идее долга и свободы.
Идеи И. Г. Фихте. Фихте пытается обосновать возможность философии как науки, а также как фундамента всего научного знания. Он считает это возможным при соблюдении двух правил: 1. философия, как наука в целом, должна представлять собой систему; 2. Она должна основываться на одном единственном принципе, абсолютно достоверном, невыводимом из какого-либо другого положения. Подлинным предметом философии является свободная деятельность человека, творимый им природный, социально-исторический и нравственный мир.
Г. В. Ф. Гегель - крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель системы объективного идеализма и теории диалектики. Разработал теорию диалектики на основе философии абсолютного идеализма. Впервые в истории философской традиции представил всю область действительности в беспрерывном движении, изменении и развитии. В своей концепции Гегель раскрывает внутреннюю связь развития, понимая его как переход явления из одного качественного состояния в другое, осуществляющийся на основе выявления и разрешения противоречий. Гегелевская диалектика, начиная с чисто логических категорий, переходила далее к природе и духу и заканчивалась категориальной диалектикой исторического процесса
Материалистическое учение Л. Фейербаха. Людвиг Фейербах (1804-1872)- немецкий философ-материалист и атеист, острый и бескомпромиссный критик религии и идеализма. Л. Фейербах ввел в философскую традицию принцип антропологизма, согласно которому человека следует рассматривать как единственный, универсальный и высший предмет философии. Под человеком он понимал абстрактного природно-биологического индивида, движущей силой которого является стремление к счастью. Его социальную сущность он сводил к понятию рода и межличностному общению.
Под влиянием Великой французской революции немецкие мыслители большое внимание уделяли проблемам социальной жизни, что привело к созданию концепции правового государства И. Кант, И. Г. Фихте, и Г. В. Ф. Гегель рассматривали достижение всеобщего правового состояния как конечную цель исторического прогресса. Торжество правопорядка, а не произвола и тирании обеспечивает справедливый, рационально организованный общественный строй.