Нормы шариата и понятие “фикх” в арабо-мусульманской культуре
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Шариат означает «путь», «следование». По утвердившемуся в исламской литературе мнению, шариат определяется как совокупность обращенных к людям предписаний, установленных Аллахом и переданных им через Пророка.
Шариат (шариа) – это тщательно разработанный кодекс поведения, или канон, содержащий в себе обрядовые нормы богопочитания, нравственные законы семейной и общественной жизни, различные разрешения, предписания и запреты, призванные урегулировать отношение мусульманина к Богу, к обществу в целом и к человеку в частности. Шариат включает в себя мусульманское законоведение, иначе говоря, мусульманское право, основными источниками которого являются Коран и Сунна. Мусульманское право в отличие от других правовых систем не есть самостоятельная отрасль науки. Оно вплоть до мельчайших деталей – неотъемлемая часть религии ислама.
Илме шариа – законоведение – разделяется на две части: акида и фикх. Акида (учение о вере) излагает правила и постановления об основных принципах религии. Лица, в совершенстве овладевшие этой наукой, приобретают право решать вопросы и недоразумения по религиозным делам мусульман.
Фикх означает познание, постижение. Это – исламская доктрина правил и норм жизнедеятельности и поведения мусульман (юриспруденция, мусульманское право в широком смысле). Илмуль фикх (мусульманское правоведение) включает в себя практическое учение о вере и постановления по быту мусульман. Изучение его необходимо казыям (судьям) для решения всех спорных вопросов. Фикх состоит из трех частей: ибадат, муамалят и укубат.
Ибадат – практическое учение о ритуале: об обрядах, молитвах, посте, паломничестве, празднествах, милостыне и др.
Муамалят (взаимоотношение, соприкосновение) рассматривает вопросы неправомерного поведения, т.е. преступления.
Укубат – наказания.
На раннем этапе развития ислама богословие и правоведение были объединены в рамках фикха и отчетливо в нем не различались. Лишь в X в. богословие отделилось от правоведения, однако и после этого богословие осталось тесно связанным с правовой доктриной, а право всегда оставалось религиозным и религиозно санкционированным.
Шариат един для всех мусульман. Различия в шариатских постановлениях возникли вследствие расхождения взглядов основателей и законоведов каждой отдельной религиозной школы на разные предметы практической части вероучения, а не из-за различия государственного устройства стран, а также не из-за разнообразия общественного положения мусульман и принадлежности к разным нациям.
Шариат нельзя отождествлять с мусульманским правом. В действительности шариат шире – он охватывает жизнь и деятельность мусульманина от колыбели до могилы. В шариате освещаются как светские, так и религиозные проблемы. Шариат призван регулировать как поведение верующих и порядок жизни мусульманской семьи, так и защищать, отстаивать основные ценности ислама.
В исламе выделяются и подлежат защите следующие основные ценности: религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Указанные ценности выступают в качестве основных объектов охраны шариата. Второй ценностью ислама, подлежащей охране шариатом, является жизнь. В исламе жизнь воспринимается как Божий дар, как самое ценное из всего того, чем наделил Бог всякое живое существо. Дарование жизни и отнятие ее – исключительная привилегия Бога. Мусульманин никогда не должен забывать о том, что жизнь – Божий дар, и для мусульманина считается священной обязанностью жить насыщенной жизнью и всегда быть готовым вернуть ее назад – по первому требованию Бога.