Объективный идеализм и диалектика Георга Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – был объективным идеалистом и диалектиком. Духовным началом мира признавал систему саморазвивающихся понятий. Эту систему понятий обозначал различными терминами логическая идея, абсолютная идея, мировой разум, мировой дух, Понятие – эта система понятий в своем поступательном развитии порождает всю действительность.
Процесс саморазвития логический идеи проходит 3 этапа:
Развитие идеи в собственной сфере;
Развитие идеи в форме природы, причем сама природа не развивается, а служит материалом для развития логической идеи;
Развитие логического мышления людей и истории. Гегель называл себя пантеистом, поскольку логическая идея находиться в самом обществе и мире. Материальный мир – это лишь покров, под которым прячется логическая идея. Материя – внешне доступные органы чувств, проявления логической идеи. В теория познания был рационалистом, утверждал, что мы познаем не реальный мир, а познаем след логической идеи в мире.
Диалектика Гегеля. Впервые разработал диалектическое учение в систематизированном виде. Разработал учение о принципах диалектики (принцип всеобщей взаимосвязи и принцип развития). Разработал учение о законах диалектики:
Закон единства и взаимодействие противоположности;
Закон взаимосвязей количественных и качественных изменений;
Закон отрицания отрицания. Разработал диалектику категорий – причина и следствие, необходимость и случайность. Разработал диалектику процесса познания.
Л.Фейербах (1804-1872гг.) – был убежденным материалист, атеистом, критиковал идеализм и агностицизм. Основой антропологии является материал учение о природе. Единственным существованием реальности является человек и природа. Природа вечна и бесконечна, всё, что нас окружает, есть различные проявление природы. Человек - высшее наиболее свершенное проявление природы. В теории познания был сенсуалистом и он пытался снять противоречия между эмпиризмам и рационализмом, утверждая что деятельность органов чувств обязательно сопровождается мышлением. Вел борьбу с агностицизмом Канта, заявлял, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум в состоянии познания природы.