... > Философия > Общая характеристика философии...

Общая характеристика философии Др. Индии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

касты Джайнизм Буддизм Локаята Йога Вайшешика Ньяя
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Хар. особенностью Древней Индии было деление общества на касты – замкнутые сословные группы, принадлежность к к-рым определялась фактом рождения: переход из одной касты в другую запрещался, смешанные браки исключались.

Сущ. 4 осн. касты: - брахманы (жрецы); - кшатрии (воины); - вайшьи (торговцы, земледельцы, ремесленники); шудры (слуги).

Такое положение поддерживалось религией, к-рая опиралась на комплекс священных текстов «Веды». Они представляли собой гимны богам, заклинания, жертвенные формулы и т.д.

Наибольший интерес для фил. представляют комментарии к Ведам, к-рые наз. Упанишады. Они содержат представления древних индусов о происхождении мира и чел-ка. Индусы верили в то, что душа бессмертна и претерпевает бесконечное число перерождений, переселяясь из одного тела в другое (сансара).

При этом после смерти тела душа не может переселиться в тело представителя более высокой касты. В этих условиях спасение (мокша) виделось в том, чтобы прервать круг перерождений и привести душу в особое состояние (нирвана), в к-ром нет никаких эмоций и никакой жизни. В Др. Индии были учения к-рые признавали авторитет вед: йога, ньяя, вайшешика, а также были учения к-рые не признавали авторитет вед – они их перерабатывали – локаята-чарвака, джайнизм, буддизм.

Джайнизм: учение разраб. в VI в. до н.э. мыслитель Джина (2 знач.: победитель над своими желаниями, над ведами). Ключевые понятия: сансара – круговорот рождений; карма – воздаяние, определ. тем, как жил чел-к в прошлом; мокша – понятие обознач. состояние безмятежности, когда душа отделяется от тела, и когда прерывается круговорот рождений. Для достижения мокши вып. 2 правила: 1.Аскетизм – отказ от чувственных удовольствий; 2.Ахинса – не навреди живому.

Джайнизм – объективный идеализм исходным материалом из к-рого строится мир явл. таттвы (субстанции). Сущ. 2 вида таттвы: 1.Джива (душа) – свойство сознания; 2.Аджива (недуша) сущ. в виде материи, пространства времени. Все таттвы вечны, первичными явл. джива.

Существует 2 вида дживы (душ): 1.Совершенные души – они не связаны с материей, они испытывают блаженство; 2.Несовершенные – они соединены с телом и испытывают страдание; Целью жизни явл. переход от несовершенного бытия к совершенному, а способом перехода явл. аскетизм и ахимса.

В джайнизме говорится о правильном понимании, обусловленном правильной верой, о правильном познании и вытекающем отсюда правильном знании и о правильной жизни. Мир сущ. вечно и никогда и никем не создавался.

Буддизм. возник VI-V в .до н.э. Будда (просветленный). В основе буддизма лежат 4 идеи: 1.жизнь полна страданий; 2.существует причина страданий; 3.есть возможность избавиться от страданий, к-рые ведут к новому рождению и к повторению страданий; 4.есть конкретный путь избавиться от страданий – восьмеричный путь:

1)правильное понимание причин страданий; 2)побуждение к действию – отказ от желаний; 3)речь – нельзя ранить людей словом; 4)поведение – не причини вреда другим; 5)образ жизни – мирный, честный; 6)стремление к самовоспитанию; 7)мышление – самоконтроль; 8)созерцание – медитация, приводящая к нирване (транс, покой). Hиpвана – постепенное угасание желаний, связанных с этой жизнью.

Буддизм утверждал, что действительность – вихрь состоящий из материальных элементов, жизнь к-рых ничтожна мола, поэтому материальные эл-ты имеют своего материального носителя – множество дхармы – вечная неизвестная субстанция.

Локаята. Всё в мире состоит из 4-х первичных элементов: вода, огонь, земля, воздух. Разработал в 6в. до н.э. Брихаспати. Кроме этих 4-х сочетаний нет другой реальности. После смерти организмы вновь разлагаются на эти 4-е первоэлемента. Сознание существует только как свойство живого материального тела, нет переселения душ. Познание происходит через органы чувств. Это учение оптимистично – ешь, пей, веселись.

Йога. Мир природы - гармоничен и спокоен; мир людей - мир страданий. Самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств, концентрация мысли, медитация, состояние отторжения - освобождение от телесной оболочки.

Вайшешика. Существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент атом.

Ньяя. Система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики.

В целом для философии Др. Индии хар-но слабое внимание к внешнему миру (природе и обществу) и ориентация чел-ка на внутреннее самосовершенствование.