Общая характеристика философии др Китая
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Специфика философии Др.Китая:
В центре внимания находится чел-к и об-во. Поэтому философия была связана с политической борьбой и общественной жизнью;
Недостаток высокий уровень логического оформления текста. Вместо определений, используются образы, примеры;
Элементы мистики в философских учениях;
Основные проблемы: - проблемы борьбы противоположных сил – инь и ян – космические силы находятся в постоянном противоборстве. Инь – плохое тёмное, злое, связанное со смертью, женское начало. Ян – светлое, доброе, жизненное и мужское начало; - соотношение Тянь и Ци – небо или бог, ци – первоматерия; - понятие ли (закон, ритуал, обычай, гуманность, человеколюбие). - принцип недеяния - «у-вэй» - нужно жить по ритмам природы;
Литературным источником Др.Китая была книга – перемен, в к-рой содержатся основные понятия инь ян, сведения о 5 материальных эл-тах (земля, вода, огонь, дерево и металл).
Философы стремились объяснить мир, исходя из него самого, путем рацион. исследования действительности, критикуя идеи о власти неба, божества над миром. В Др. Китае достоинство чел-ка определялось не столько происхождением, сколько его образованностью, талантами, умом. Наиболее влиятельными философскими течениями в Китае стали конфуцианство и даосизм, к-рые возникли в 6 в. до н.э.
Основатель даосизма Лао-Цзы. Ключевые понятия: Дао – путь, у материалистов – путь природы – естественная закономерность, у даосизма – божественный путь. Мир сущ. и развивается благодаря всеобщему закону Дао, к-рому подчинены и силы природы, и судьбы людей. Жить в соответствии с Дао можно, руководствуясь принципом «у-вэй» («недеяние»): чел-к не должен изменять окружающий мир, а обязан всеми способами приспосабливаться к нему. Дао – непроявлённое бытие, недопустимое органом чувств чел-ка, дэ – проявление бытия, к-рое воспринимает органами чувств. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни.
Конфуцианство. Основатель Конфуций (551-479 до н.э). У Конфуция в центре внимания находится человек, его нравственный и интеллектуальный облик.
Нравственный идеал включает 5 добродетелей:
Гуманность или жи – милосердие, способность относится доброжелательно. Реализуется в золотом правиле нравственности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»;
Благопристойность – ли – умение следовать ритуалу, обряду, этикету;
Справедливость – выполнение долга;
Мудрость – высокая эрудиция, образованность;
Верность – преданность отцу, государю, стране, а также собственным убеждениям и данному слову.
Конфуцианство – объективный идеализм, т.к. началом мира признавалось небо, Бог, Дао.
Легизм. Основоположник - Шан Ян. Легизм - учение, сосредоточившее главное внимание на вопросах социально-политических изменений. Его представители занимались проблемами социальной теории и проблемами, связанными с государственным управлением. Порядок в об-ве — это лишь чисто внешнее сокрытие недостатков. Чел-к стремится к личному успеху, и это следует использовать в общественных отношениях. Нельзя повторять прошлое. Новой исторической действительности должны соответствовать новые способы управления.
Моизм (основатель Мо-цзы). Основной принцип организации общественной жизни – принцип всеобщей любви и всеобщего равенства с помощью к-рого разрешаются все социальные и политические конфликты. Людям выгодно любить других людей. Гос-во по мысли Мо-цзы – продукт договора между людьми. Основа общественной жизни - мораль.