... > Философия > Общая характеристика философских...

Общая характеристика философских идей апологетики, патристики, схоластики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Теоцентризм Апологетика Патристика Схоластика
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Предпосылки возникновения связаны с социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями существования Римской империи в I-IV вв. до н.э. Падение производительности труда рабов, появление таких социальных групп как вольноотпущенные, свободные колонны и т.д., восстания рабов, варварские нашествия, вызывающие хаос и беспорядок. Появляется христианство, которое утверждало, что земная жизнь преходяща и праведно живущие будут жить в блаженстве в ином мире.

Философская мысль средних веков основана на единобожии (монотеизм) и теоцентрична. Теоцентризм - это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании. исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. в основе лежат два важнейших принципа: идея творения и идея откровения.

Основные формы развития философской мысли в период раннего средневековья – апологетика и патристика.

Апологетика - раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения. В период распространения христианства против него широко использовалась философия неоплатонизма. Апологеты создавали произведения христианской литературы. Апологеты доказывали, что, во-первых, как раз языческие верования несовместимы с требованиями разума и добродетели. Филон Александрийский- основная цель – познание бога.

Патристика - совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв., которых принято называть "святыми отцами церкви". В русской традиции - святоотеческая литература. К числу наиболее известных авторов патристики относятся Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Амвросий, Аврелий Августин.

Основными темами патристики явились: тема троичности, т.е. учение о единстве Бога в трёх лицах - Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; христо-логическая тема. т.е. учение о сочетании в Христе двух природ - божественной и человеческой; тема богопознания. т.е. учение о путях познания Бога; тема соборности: обобщения практики жизни монахов. Тема троичности: Бог в христианстве "един в трёх лицах".

Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг. н.э.) - крупнейший мыслитель периода патристики и один из наиболее выдающихся "отцов церкви". Главными работами Августина являются "Исповедь", "О троице", "О граде Божьем". Основные идеи учения А.Августина: Метафизика "душевных глубин". Ключевая идея размышлений: познай Бога и собственную душу; Бога - через душу, душу - через Бога. Во внутреннем человеке присутствуют структуры, являющиеся аналогами божественной Троицы.

Схоластика - средневековая латинская теологическая философия, разрабатывавшаяся и преподававшаяся в придворных, епискальных и монастырских школах, а затем и в университетах западной Европы.

Периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в. - предварительный. : И. С. Эриугена. Второй этап Х – XIII в. - "золотой век схоластики".- Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр и Фома Аквинский. Третий этап - ХIV и ХV вв. - угасание схоластики. - В. Оккам.

Основные проблемы схоластической философии:

  • соотношение веры и разума, философии и теологии,- вера в авторитет Священного писания и святых Отцов церкви;

  • проблема универсалий. (универсалии - общее, общие понятия.) - существует ли общее как самостоятельное бытие или оно образуется мышлением.

Два основных направления:

  • номинализм(реальным существованием обладают только единичные вещи, общее возникает "после вещей", является результатом человеческого мышления.);

  • реализм(общее существует реально, объективно, независимо от человеческого мышления, существует в «идеальном мире» Платона), концептуализм( реальным существованием обладают только единичные вещи, которые в свою очередь имеют сходные признаки.).