... > Философия > Общественно-экономическая формация и...

Общественно-экономическая формация и ее структура

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Общественно-экономическая формация Базис Надстройка подвергается критике
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Исследование общества опирается на различные понятия. Философское понятие общественно-экономической формации было введено К.Марксом при разработке им материалистического понимания истории, наиболее развернутое изложение которого дано в его работе «К критике политической экономии».

Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта в изучении общества: типологический и исторический. В рамках типологического аспекта общество рассматривается как некая устойчивая, системная целостность во всем многообразии ее структурных элементов, связей, взаимозависимостей. Исторический аспект позволяет показать динамику человеческой истории, дать ее периодизацию, рассмотреть переходы от одной общественно-экономической формации к другой.

Общественно-экономическая формация – это качественно определенный, исторически конкретный тип общества, взятый в единстве всех его сторон, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами; «… общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером» (К.Маркс).

Всего К.Маркс выделил 5 общественно-экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Структура общественно-экономической формации характеризуется, прежде всего, категориями «базис» и «надстройка», но они не исчерпывают всего богатства содержания общественно-экономической формации.

Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономический фундамент общества.

Надстройка – это идеологические отношения (в первую очередь, политические, правовые), закрепляющие их учреждения и организации, а также теоретические идеи, в которых отражаются эти отношения и деятельность организаций. Марксистское положение об определяющей роли базиса по отношению к надстройке не исключает того, что надстроечные элементы (государство, политические партии и др.) имеют относительную самостоятельность и играют активную роль в развитии общества.

В структуру общественно-экономической формации включается способ производства в единстве производственных отношений и производительных сил. Это фундамент общества, главная составляющая его материальной сферы.

Общественно-экономическая формация характеризуется определенной социальной структурой, зависимой от способа производства, прежде всего от уровня развития производительных сил. Особое место в социальной структуре общества занимает семья как первичная ячейка общества, семейно-бытовые отношения. Для общественно-экономической формации характерен определенный конкретно-исторический тип семьи.

Современная действительность разительно отличается от той, которая была во времена Маркса. Научно-техническая революция, современником которой Маркс не был, кардинально изменила облик общества и это не могло не сказаться на современном социальном познании. Многое в марксистской теории общества сохраняет свое значение и поныне, но многое не выдержало проверку временем, требует критического анализа.

Формационный подход к общественному развитию сегодня подвергается критике:

  • за абсолютизацию экономических основ структуры общества, недооценку системно-образующего значения политических, этнических, культурных и др. неэкономических факторов;

  • за жесткость формационно-структурных связей, их слабую вариативность применительно к конкретным условиям стран, регионов;

  • за тенденцию «накладывания» формационной схемы на конкретное общество, «подгонку» его особенностей под формационную норму;

  • за противопоставление формационного подхода как абсолютно правильного, универсального другим подходам как ошибочным;

  • за схематизм, «спрямление» всемирно-исторического процесса до следующих друг за другом и все более прогрессивных пяти ступеней;

  • за финализм (эсхатологизм) человеческой истории, завершением которой выступает совершенное коммунистическое общество – царство Божье на земле.