Общество как история
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Существуют два подхода к вопросу об историческом процессе развития общества. Первый – формационный, имеет дело с общей логикой развития человеческого общества. Исторический процесс – совокупность самых разных фактов, явлений, событий. Одни из них более важны для субъектов истории, другие – менее, одни непосредственно связанны с логикой истории, другие – нет. Маркс разбил всю историю на пять формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Согласно Марксу каждая последующая формация является более прогрессивной. Азиатский способ производства: общественный строй, в котором отсутствует частная собственность на средства производства, нет класса эксплуататоров, деспотическая власть. Причиной возникновения этого строя на востоке являлись суровые климатические условия.
Формационный подход имеет свои недостатки:
социализм – некая аморфная идея, не имеющая предпосылок в предыдущих формациях
идея о том, что капитализм достиг своего апогея верна, следовательно, учение о соц. революции несостоятельно
переход от капитализма к коммунизму посредством революции был оправдан
утверждалось, что между капитализмом и социализмом лежит переходный период, на практике же бы слом буржуазной концепции
на этом подходе нельзя основывать прогнозы, тактику полит. деятельности.
Второй – цивилизационный подход, изучение исторического процесса с точки зрения многообразия его, его прохождения от локальных, региональных стадий до общепланетарного уровня. Постулаты этой теории:
не существует единого процесса развития человеческой истории, развиваются лишь конкретные локальные цивилизации;
Жёсткой взаимосвязи между цивилизациями нет. Жесткая взаимосвязь есть лишь между компонентами одной цивилизации. Локальная цивилизация развивается посредством системы «вызов- ответ». Вызов – трудности, препятствия, ответом на которые является преодоление, в конечном счете, развитие цивилизации.