Общество как саморазвивающаяся система. Проблема движущих сил истории. Системные теории исторического процесса
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Вопрос об обществе, как о саморазвивающейся системе относится к проблемам социальной динамики. Можно наблюдать непрерывное изменение общества. Каждое новое поколение общества, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы.
Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
Общество – особая надприродная реальность, включающая человека, целеобразующую деятельность людей, её результаты и складывающиеся между ними отношения.
Для общества, как саморазвивающейся системы характерны следующие черты:
Общество есть определенное единство, целостность;
Общество имеет составные части, связанные между собой;
Общество имеет определенную целенаправленность, вектор развития, как система;
По отношению к Вселенной, природе, общество есть подсистема, качественное отличие которой составляет то, что преобразующая деятельность является способом существования и развития исторической действительности.
Общество, как саморазвивающаяся система, обладает своими законами. Законы общества различаются по степени охвата сфер общественной жизни и степени продолжительности функционирования. Выделяют три группы законов: наиболее общие законы (охватывают все сферы жизни общества и функционируют на протяжении всей человеческой истории); общие законы (функционируют в одной или нескольких сферах на протяжении ряда исторических этапов); частные законы (присущи отдельным сферам жизни общества в рамках исторически определённой ступени развития общества).
Проблема движущих сил истории состоит в неоднозначном определении источника развития общества. В настоящее время существует множество факторов, выступающих независимо в качестве объяснительной стороны исторического развития. В зависимости от того, какие факторы исторического процесса выбираются как основные, можно выделить следующие философско-исторические концепции: географический детерминизм, экономический детерминизм, технологический детерминизм. Особую группу составляют концепции, в которых роль главной детерминанты исторического развития отводится духовным факторам. Эти детерминанты являются основой системных теорий исторического процесса: натурализма, материализма.
Приверженцы натурализма либо связывали характеристики общества со свойствами окружающей его природы (Монтескье, Бокль (Англия. Устройство и развитие общества зависят от климата, почвы, пищи), Мечников (русский. Неравномерность общественного развития – из-за изменения водных ресурсов, рек, морей, океанов)), либо уподобляли структуру и функции общества органам и функциям живого организма (Спенсер (деньги – кровь; железные дороги – кровеносные сосуды)).
Исходным и главным принципом исторического материализма является признание первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию и его обратного активного воздействия на материальный процесс жизни общества. Маркс находит источник существования и развития общества в самом обществе – в сфере непосредственного производства и воспроизводства людьми средств своей жизнедеятельности.