1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ФИЛОСОФИИ КАНТА. ЗАДАЧИ КРИТИКИ РАЗУМА И ТРИ ВОПРОСА, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Основная проблематика философии Канта. Задачи критики разума и три вопроса, на которые отвечает трансцендентальная философия

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

докритический критический "Критика чистого разума" Задачи критики разума Три вопроса
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

  • докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

  • критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

  • "Критика чистого разума";

  • "Критика практического разума";

  • "Критика способности суждения".

В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания.

В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия.

Задачи критики разума

Главные моменты, на которые направлены все исследования его критики разума, сводятся к следующим задачам.

  • Определить истинную природу чувственности и ее отличие от рассудка;

  • Отыскать все первоначальные понятия, которые находятся в нашем рассудке и лежат в основании всего нашего познания, удостоверив вместе с тем их происхождение, именно, что они не выведены из опыта, но суть чистые продукты рассудка;

  • Показать, в какой мере мы в праве приписывать этим понятиям, являющимся ведь чем то только субъективным в нас, в то же время и объективную реальность, или, что тоже, в какой мере разум имеет право как бы выходить из самого себя и переносить свои понятия на вещи, которые существуют вне его, т. е. применять их к предметам;

  • Определить именно такого рода исследованием истинные границы человеческого разума, т. е. с точностью выяснить, как далеко может заходить наш разум с помощью одного только чистого умозрения, и где, напротив, прекращается наше знание в собственном смысле слова и нам остается только верить и надеяться;

  • Наконец, разрешить также загадку, почему наш разум обладает такой непреодолимой склонностью выходить в своих умозрениях за границы возможного знания, и, таким образом, открыть иллюзию, которой он против собственной воли вводит самого себя в заблуждение.

Три вопроса:

  • Что я могу знать? (гносеология. Ответ в книге «Критика чистого разума»);

  • Что я должен делать? (этика. Работа «Критика практического разума»);

  • На что я смею надеяться? (Религия. работа «Религия в пределах только разума»).