... > Философия > Основные черты юснатурализма...

Основные черты юснатурализма в философии права

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Подлинное право Право Идеи учения Основы теории естественного права
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Подлинное право - это совокупность вечных, стабильных, неотчуждаемых от человека идей о правах и свободах личности, заданных самой природой человека и человеческого общества.

Источником этих идей, принципов, высших ценностей являются в разных вариациях этой концепции - Бог, порядок вещей, здравый смысл, человеческая нравственность, высший разум, интуитивная справедливость, свобода, способ существования гражданского общества, общественный договор.

Право - система естественных, неотъемлемых прав человека, личности в обществе и государстве, которые существуют независимо от воли общества и государства и определяют сущность и смысл права.

Закон при этом есть нормы, исходящие от государства (позитивное право, которое противопоставляется естественному, настоящему праву); они могут находиться в соответствии с принципами естественного права и тогда являться правовыми или не находиться в соответствии - тогда это неправовые законы, против которых можно бороться и которые надо отменить во имя естественного права.

Основы теории естественного права заложены античными мыслителями - Сократ, Платон, Цицерон. Как теория она оформляется в XVII - XVIII веке, как идеологическое основание борьбы против феодального права, закрепляющего юридическое неравенство людей. Гуго Гроций, Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтер, Спиноза, Гоббс, Локк, А.Н. Радищев в России.

Тесно связана с теорией общественного договора как идеей возникновения и сущности государства; государство при этом понимается как организация, созданная для охраны и закрепления естественного права в системе государственных законов.

В сущности, своей теория естественного права выступила инструментом классовой борьбы нарождающейся буржуазии против феодальных порядков, которые тормозили развитие общества, производственных отношений, так как закрепляли личную зависимость, абсолютную юридическую власть монарха, произвол власти - те общественные отношения, которые были уже устаревшими и не давали обществу двигаться вперед.

Идеи учения:(кратко)

  • В рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, «естественное право», свойственное человеку от рождения. Это данные от природы, неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

  • Право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

  • Источники прав человека содержаться не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.