... > Философия > Основные исторические формы...

Основные исторические формы позитивистской философии.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Позитивизм эмпириокритицизм махизм логический позитивизм Философия не наука
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Позитивизм — одно из наиболее влиятельных направлений западной философии. В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаи­моотношении философии и науки.

Главный тезис позитивизма состоит в утверждении, что все подлинное, положительное (по­зитивное) знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как самостоя­тельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Позитивизм пережил три основных этапа своей эволюции. Первая историческая форма позитивизма (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер) возникла в 30—40 гг. XIX в. Конт и его последова­тели попытались осмыслить противоречие между наукой того времени и философией, претендовавшей на роль "науки наук". Конт утверждал, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии — "наука сама себе философия". Название же "философия", полагал он, можно сохранить лишь за общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, т.е. философия, сводилась к общим выводам из естественных и общественных наук'.

На рубеже XIX—XX вв. возникает вторая историческая форма позитивизма — эмпириокритицизм, махизм (Э. Мах, Р. Авенариус). При сохранении основной позитивист­ской линии махизм сосредоточил свое внимание на проблемах, от которых предлагал отказаться Конт: природа познания, со­отношение субъекта и объекта, природа "элементов мира", вза­имоотношение физического и психического и др. Эти проблемы были остро поставлены самим развитием науки.

В 20-е гг. XX в. заявляет о себе неопозитивизм — третья историческая форма позитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Вит­генштейн, Г. Райхенбах и др.). Первый и основной вариант нео­позитивизма — логический позитивизм (логический эмпи­ризм). Его основания сводились к следующему:

  • Положения "метафизики" (традиционной философии) - есть псевдопроблемы, они лишены научного смысла, философия вообще не имеет своего предмета.

  • Научные знания имеют эмпирическое происхождение, за исключением положений логики и математики.

  • Законы и правила логики и математики носят конвенциальный характер, представляя собою результат условного сог­лашения ученых.

  • Философия не наука, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков, преследующий две цели: а) изгонять из науки не имеющие смысла рассужде­ния и псевдопроблемы, показывать их бессодержательность, исследовать их истоки, коренятся в несовершенстве языка и его неправильном потреблении; б) обеспечивать построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения.

  • Основная философская программа логического позитивизма выражена в принципе верификации и формулируется так: нужно сравнивать предложения с эмпирической действительностью, указать ус­ловия, при которых они будут истинными или ложными. Если мы не может указать, как следует проверить предложение, то оно лишено научного смысла.