1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИРОДЫ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Основные подходы к определению природы и сущности человека

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

Человек Философский подход к человеку В христианстве Философия Ренессанса В философии и культуре Нового времени Немецкая классика Экзистенциально-персоналистский Социологизаторский
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающ его к высшим млекопит), с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз­дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае­мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци­альной (общественной) организации.

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, какова структура его личности и т.п.

Первоначальные представления о человеке складываются еще до зарождения религии и возникновения философии. Древнейшая мифология не расчленяет картину мира: природа, человек и боги в ней едины. В мифологических формах познания мира человек вовсе не рассматривается как самостоятельная сущность. Человек неотторжим от Вселенной, он – ее неотъемлемая частица. Для философии античности и Древнего Востока человек в первую очередь есть фрагмент природы, сущность которого обусловлена безличностным мировым духом или разумом, а его жизненный путь определен законами судьбы. Платона - дилемма души и тела. Человек здесь выступает как изначально дуальное существо, которое своим телом принадлежит суетному миру, а своей разумной душой живет в космической гармонии. И как альтернатива Платону, идеи Аристотеля - человек ориентирован на достижение счастья в конкретном жизненном опыте, а не в космических странствиях души. Сократ: познай самого себя; нужно начинать с изучения человека, а потом природы.

В христианстве высшая цель человеческой жизни – уподобление Богу, обожествление, то есть подчинения тела душе. Августин - душа независима от тела и именно ее отождествлял с человеком. Фома Аквинский – человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами.

Философия Ренессанса – человек сам уподоблен Богу в своих творческих возможностях. Так же, как и в античности, человек Ренессанса характеризуется как микрокосм, но не поглощенный макрокосмом, а органично вобравший в себя его основные свойства и качества. Данте: Ч.– прекрасный труд природы. Л. Да Винчи: Ч. - величайшее орудие природы.

В философии и культуре Нового времени образ человека теряет ренессансный универсализм и гармоничность, многообразие его способностей сводится к разуму, в то время как тело «механизируется» и воспринимается как подчиняющееся всеобщим естественным законам. По мнению философов Нового времени, человеческое тело - машина, в которую бог вложил душу. Гоббс: подчеркивает достоинство и могущество человека, основой которых является общество и государство. Локк: здоровый дух в здоровом теле..

Немецкая классика: отвергали утверждение о фундаментальной врожденности зла и порочности человека – каждый может стать добрым человеком. Себялюбивый интерес – корень зла в индивиде и обществе. Человек является творцом самого себя через многообразие своей практической деятельности – деятельности мышления, воли, духа. Кант показал невозможность создания объективной модели человека. Человеческое «Я» является «вещью в себе», как и весь остальной мир. Гегель: в реализации своей духовной сущности человек преодолевает природность через включение личности в многообразие отношений общ. жизни.

Основные подходы:

  • Биологизаторские версии сводит человека к животному, пытаются объяснить человека с помощью соотнесенности с животными, с общими инстинктами.

  • Экзистенциально-персоналистский подход (Хайдеггер, Камю, Бердяев Утверждают, что человек предполагает, что, в конечном счете, он таков, каким он сам хочет себя видеть;

  • Социологизаторский подход (марксизм, структурализм) ориентирован на рассмотрение человека в контексте более широких социальных связей, продуктом которых он выступает.