Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии. Концепции социального действия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В социальной философии сформировались следующие исследовательские программы.
Натуралистическая – рассматривает общество по аналогии с природой как естественное продолжение закономерностей природы. Допускает перенос методологических особенностей естествознания на социально-гуманитарные науки. Есть три версии натуралистической программы.
Редукционизм – высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам.
Этноцентризм – это природно-национальные особенности. Гумилев рассматривает этнос в связи с событиями космического характера и общими процессами биосферы Земли. «Жизненные силы» того или иного народа по необъяснимым причинам концентрируются в определенном месте в определенное время, в результате чего народ становится способным к цивилизационному скачку.
Органицистская версия – общество уподобляется живому организму, социальная жизнь объясняется биологическими закономерностями (Спенсер). По аналогии с живым организмом обществу приписывались все его черты – единство, целесообразность, специализация органов (пр. кровообращение – торговля, мозг – правительство, обмен веществ – экономическая жизнь).
Программа социального действия М. Вебера – все социальные явления складываются из индивидуальных действий, любая попытка рассматривать общие понятия (государство) в качестве реальных исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла и значения человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования. Основные положения:
социология должна концентрировать свое внимание на объяснении фактов действия;
объяснение этого действия должно происходить посредством понимания;
Необходимо понять субъективный смысл действия;
основных типа социальных действий;
целерациональный;
ценностно-рациональный;
аффективный;
традиционный.