Основные стратегии осмысления проблемы человека в истории философии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Философская антропология (от греч. anthropos — человек) — учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия — развивается в тесном единстве с другими областями знания, изучающими человечество на всех исторических этапах его развития.
Наиболее распространена так называемая триадичная модель человека, предполагающая его рассмотрение в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух
Представления о человеке возникли в рамках мифологического и религиозного мировоззрения. Опираясь на мифологические, религиозные образы человека и одновременно переосмысливая их, философия стремилась осознать место человека в мироздании.
В философских системах Древнего Востока и античной философии сложилось представление о человеке («микрокосме») как неотъемлемой части природы — «макрокосма».
В средневековой философии господствовал теоцентристский подход: происхождение, сущность человека, его земная судьба трактовались через отношение к Богу.
Для философов эпохи Возрождения человек представлялся прежде всего творцом, созидающим новый мир и самого себя.
В культуре и философии Нового времени многообразие способностей человека было редуцировано к разуму. При этом в философских учениях XVII—XVIII вв. подчеркивалось естественное происхождение человека. Наоборот, на первом плане – социальная обособленность и активность человека.
В немецкой классической философии подчеркивалась творческая природа человека, одновременно включенного и в природную необходимость, и в мир нравственной свободы и абсолютных ценностей (И. Кант).
С середины XIX в. в рамках постклассической философии возобладал социоцентризм, акцентировавший социальную сущность человека. Так, философия марксизма рассматривала человека как деятельное историческое существо, которое в процессе преобразования природы создает условия существования социума, преобразуя его и себя самого.
В XIX–XX веке философское осмысление проблематики человеческого бытия осуществлялось главным образом в рамках трех основных подходов: экзистенционально-феноменологического, социологизаторского и натуралистического.
Конец XX в. ознаменовался своеобразным кризисом философских антропологических исследований. Философия постмодерна отрицает сам факт существования целостного человека, растворяет его в витальных, технических, семантических и других процессах.