Основные тезисы философии Гегеля
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) проявил свой незаурядный талант во всех основных областях философии. Истоком философии Г.Гегеля принято считать его первую крупную работу «Феноменология духа», затем последовали такие произведения, как «Энциклопедия философских наук», «Наука логики» и .д.
В «Феноменологии духа» Г.Гегель рассматривает эволюцию человеческого сознания от первых его появлений до сознательного овладения философской и научной методологией. Он доказывает, что исследование познания возможно только в процессе познания, а рассмотреть так называемый инструмент знания — значит не что иное, как познать его.
Мышление для философа — это непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой ступени. Г.Гегель приходит к выводу о том, что человеческое мышление, будучи высшим на Земле, есть лишь одно из проявлений абсолютного, вне человека существующего мышления, которое воплощается в абсолютной идее, или, иначе говоря, в Боге.
Один из важнейших тезисов гегелевской философии: все действительное разумно, все разумное действительно. Основными частями философской системы Г.Гегеля является логика, философия природы и философия духа. Логика по Г. Гегелю, есть наука об идее в себе и для себя, а философия природы характеризуется им как наука об идее в ее инобытии. В природе, отмечает он, ничто не ново, лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое. Все происходящие в природе, совершается в рамках вечно повторяющегося круговорота.
Высшим воплощением свободы по земле, Г. Гегель считает государство. Установление конституционной монархии и связанное с этим преобразование общества, его политических учреждений, является для мыслителя оптимальным вариантом общественного развития.
Искусство, религия и философия, по Г.Гегелю, — высшие формы самосознания абсолютного духа. Философию мыслитель рассматривает как наиболее глубокое выражение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Религия также содержит абсолютную истину, но лишь в форме чувственного представления. Но хотя философия и выше религии, содержание философии в конечном счете совпадает с содержанием религиозного учения, поскольку и там, и тут предметом познания оказывается абсолютная идея, выражающая и Бога и мир в целом.
Г. Гегель полагает, что философия отличается от других наук тем, что она дает абсолютное знание действительности. Положения наук основаны на фактах. Философия же имеет дело не с фактами, а с понятием, поэтому только философия дает знание об абсолютном.
Когда он говорит о предшествующих ему философских системах, то всегда отмечает их историческую ограниченность; он неизменно указывает, что философское и научное знание постоянно развивается и обогащается. Что касается своей философской системы, то ее он рассматривает как последнюю ступень развития мирового разума.