1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Особенности белорусской философии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Ефросинья Полоцкая Франциск Скорина Казимира Лыщинского периодом Возрождения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Отличительной чертой белорусской философии является чуткое и незамедлительное реагирование на ключевые события в жизни народа и отражение культурно-политической истории Беларуси в национальном творчестве. Главным фактором, интегрирующим разнообразные философско-социологические исследования различных этапов отечественной общественной мысли является изучение проблемы человека с позиций гуманизма.

Формирование белорусской философской мысли связано с процессом христианизации на Беларуси и развитием идей христианского Просвещения. Широко известны имена полоцкой княжны Ефросинья Полоцкая, а так же религиозно-философских мыслителей Кирилла Туровского, Смолятич и др. С одной стороны, для философского творчества этого периода характерно глубокое усвоение и осмысление идей Священного писания, с другой - своеобразная «сверка» собственного понимания христианского вероучения с идеями таких христианских мыслителей как Григорий Богослов и др. В богословско-философских рассуждениях христианских просветителей преобладает нравственная проблематика. В форме притч и аллегорий излагаются сложные понятия добра и зла, смысла жизни человека, смысла вселенской истории, раскрываются причины и цели существования мира.

Становление профессиональной философской деятельности на Беларуси связано с периодом Возрождения (XVI – XVII века) и Реформации. В целом, философия Великого княжества Литовского ориентирована на проблемы – антропоцентризм, антиклерикализм, право человека на постоянное нравственно-интеллектуальное самосовершенствование. Наряду с этими проблемами отечественные мыслители решают вопросы веротерпимости, соотношения общего и индивидуального блага, собственности и социально-классовой гармонии, регуляции общественных отношений.

Для философской мысли XVI в. характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказывали общекультурные явления в Европе, такие, как Возрождение и Реформация. В общественном мировоззрении начался процесс формирования новых ориентации, связанных с утверждением антирелигиозных ценностей. Развитие светской куль встретило жестокий отпор со стороны церковных властей. В частности результатом борьбы католической церкви против реформаторских идей явилась Брестская уния (1595).

Видный представитель эпохи вольнодумстваФранциск Скорина. Его заслугой является первое светское издание Библии . Издание Библии было прямым вызовом церковным порядкам, да еще с предисловием, в котором Скорина говорил не только о религиозном, но и об историческом значении Библии. Философ проповедовал идеи веротерпимости, защищал принципы личных отношений с Богом, отстаивал полезность образования идеи, которая утверждает достоинство человека.

Критическое отношение к церковной политике и Священному писанию высказывал видный просветитель XVI в. Симон Будный. Дальнейшее развитие идей вольнодумства, атеизма связано с деятельностью Казимира Лыщинского в мрачную эпоху господства католической церкви Речи Посполитой. Лыщинский наказан смертью за распространение атеистических мыслей.