Особенности философской мысли эпохи Возрождения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Эпоха Возрождения (Ренессанс) начинается в конце XIV в. в Италии, к XV в. распространяется по всей Западной Европе, а в XVI в. (Позднее Возрождение) доходит до Северной и Восточной Европы. Название «Ренессанс» появилось в XVI в. благодаря философам-гуманистам, которые определили эту эпоху как возрождение античных традиций.
Основные идеи эпохи Возрождения:
гуманизм;
антропоцентризм;
пантеизм.
Гуманизм (от лат. humanus - человечный) — это человечное отношение к самому человеку.
Гуманность — это проявление чувства уважения и даже гордости за человека. Гуманизм стал основой всех размышлений эпохи Возрождения и содержался практически во всех философских учениях этой эпохи. Наиболее видные представители гуманистической традиции — Джованни Пико делла Мирандола и Эразм Роттердамский.
Антропоцентризм — это концепция, согласно которой человек рассматривается в качестве центра мироздания.
Это основной мировоззренческий принцип, который отмечает человека как главную ценность и цель существования. Важнейшее определение человека эпохи Возрождения: человек — это венец природы. Антропоцентризм не противоречит основным догматам христианства. Согласно христианским представлениям человек создан по образу и подобию бога. Поскольку бог — творец мира, человек - тоже творец. Обращение к творчеству — это попытка постигнуть бога через подражание ему самому, через акт творения. Символом эпохи Возрождения стал человек-творец, который в своем творчестве может быть равным богу.
Слово «пантеизм» (от греч. pan - все и teos - бог) буквально означает всебожие. Пантеизм предполагает обожествление природы.
Зачатки пантеизма есть уже у первых греческих философов, но особенно он характерен для школы неоплатонизма. Именно неоплатонизм стал источником пантеизма эпохи Возрождения. Существует две разновидности пантеизма этой эпохи: мистический и натуралистический. Мистический пантеизм предполагает, что природа создается богом из него самого. Наиболее крупный представитель мистического пантеизма — Николай Кузанский. Натуралистический пантеизм предполагает, что бог растворен в природе. Природа — это тело бога, а бог — душа природы. Главным представителем натуралистического пантеизма является Джордано Бруно.