... > Философия > Особенности научного познания....

Особенности научного познания. Структура уровней и форм научного знания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Наука Научное знание методы научного познания эмпирический уровень теоретический
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности; система знаний, их духовное производство, практическая деятельность на их основе.

Научное знание – объяснительное знание. Научное исследование представляет собой развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. Научный поиск тем и отличается от таких механических процедур, как способ проб и ошибок. Научное познание отличается от обыденного системностью и последовательностью как в процессе поиска новых знаний, так и при упорядочении всего найденного, наличного знания.

Важнейшие методы научного познания:

  • Восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным — конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным, называют методом;

  • Моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя;

  • Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров.

Наблюдение и эксперимент важнейшие методы исследования в научном познании.

В структуре познания четко выделяются два уровня познавательной деятельности:

Первый - это эмпирический уровень, к которому относятся приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека. На этом уровне происходит накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения опосредованного, теоретического знания.

К эмпирическому уровню относятся методы: наблюдение, различные формы экспериментирования, предметное моделирование, описание полученных результатов, измерение и др. На эмпирическом уровне познания складываются такие основные формы знания, как научный факт и закон.

Второй уровень - теоретический. Если на эмпирическом уровне познания законы объекта выделяются и констатируются, то на теоретическом уровне они объясняются. К теоретическому уровню относятся все те формы и методы познавательной деятельности и способы организации знания. Сюда относятся теория и такие ее элементы и составные части, как научные абстракции, идеализации и мысленные модели; такие формы познания как научная идея и гипотеза.