Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Социальная философия изучает общество как целостную систему, выявляя его сущность, качественное своеобразие, цели, идеалы, механизмы социогенеза, динамику и смысл истории.
В широком смысле структура общества ‑ это единство всех социальных сфер (экономической, политической, духовной и т.д.), в узком смысле – структура некоего конкретного общества или даже небольшой группы людей.
Структурные элементы общества: индивиды и их всевозможные общности (объединения): группы, социальные институты, классы, страты, а также этнические, территориальные, экономические, половые, возрастные, имущественные, образовательные, профессиональные и прочие объединения, и т.д., и т.п.
Основные стратегии познании социальной реальности:
марксистский подход: общество формируется в соответствии с уровнем развития производительных сил – средств создания материальных и духовных благ. Производительные силы непосредственно определяют производственные отношения, а на их основе складываются и все остальные отношения в обществе. Человек формируется как совокупность общественных отношений. Поэтому полноценный человек возможен лишь после уничтожения социально-классовых перегородок пролетариатом, установившим свою диктатуру;
концепция социального действия, она же «понимающая социология» (М. Вебер): общество реально состоит из «социальных действий» (воздействий индивидов друг на друга). Анализируя такие действия, следует вскрывать их побудительные мотивы, чтобы иметь дело с сущностными причинами, а не случайными следствиями. Вебер выделяет 4 типа социальных действий 1) разумно-целенаправленные, 2) основанные на ценностях (идеалах), 3) традиционные (по привычке), 4) аффективные (эмоциональные) – каждый тип требует особого отношения и средств реагирования;
структурный функционализм (Т. Парсонс и Р.К. Мертон) представляет общество как единство структурных элементов («органов»), каждый из которых выполняет свою функцию. В целом общество состоит из трех подсистем: 1) действующие личности, 2) сложившаяся культура, 3) изменяемая природа. Общественная система в целом жизнеспособна, пока поддерживает баланс и взаимообмен между своими подсистемами и прочими структурными элементами (прежде всего экономика должна быть адаптирована к природе, политика ‑ к нуждам людей, а формы социального единства эффективно должны сплачивать, но не угнетать индивидов). Дисбаланс («дисфункции») разрушает общество;
теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас) видит цель социальной науки в изыскании ненавязчивых методов объединения людей («универсального примирения»), чтобы никто не чувствовал, что общество – чуждая, гнетущая сила. Лучший объединитель – интенсивное общение (коммуникации), складывающееся свободно, без заранее заданных целей и навязчивых мнений. В общении следует стремиться не к успеху, а к взаимопониманию и согласию (консенсусу).
Специфика познания общества в том, что познаваемый объект и познающий субъект в целом совпадают. И вся совокупность социальных наук (в том числе социальная философия – философская антропология) есть самосознание общества. Кроме того, любое познание общественных законов сопряжено с попытками их применения на практике с целью ускорения, замедления или предотвращения тех или иных явлений, что само по себе существенно влияет на ход социального развития.
Источниками социальных изменений называют глубинные причины исторического развития. Основные представления об этих источниках таковы:
социальные противоречия (борьба классов - марксизм, противоборство этнографических образований - геополитика Ратцеля или иных группировок);
солидарность (Конт, Спенсер): социальная сплоченность, гармоничность общественных отношений ‑ гарантия сбалансированного развития общества, разрываемого животной агрессивностью индивидов и разделением труда, обострение же конфликтов губительно, оно отбрасывает социум в прошлое;
разрешение конфликтов (специальное учение «конфликтология» ‑ Парк, Козер и др.): развитие происходит в результате разрешения конфликтов, а их подавление в ригидных (жестких) обществах ведет к разрушительным социальным взрывам;
единство противоборства и сотрудничества (отечественная философия).
Движущие силы социального развития – части общества, активно преобразующие социальную действительность. Основные философские концепции движущих сил истории таковы:
великая личность генерирует новые идеи, а народ их воплощает (философия Просвещения);
народ – субъект и движущая сила истории, а развитие производства – определяющий фактор исторической динамики (марксизм);
элита (творческое меньшинство) ведет за собой массы, а смена элит влечет революционные перемены (теория элит Парето, Тойнби).