... > Философия > Особенности русской философии...

Особенности русской философии конца XVIII - XX веков

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

влияние просветительской философии Александр Радищев западников и славянофилов Владимир Соловьев Сергеем Булгаковым Николай Бердяев
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Выдающийся ученый Михаил Васильевич Ломоносов признавал бесконечность миров и склонялся к деизму. В теории познания он был рационалистом-эмпириком и считал, что «один опыт выше тысячи мнений». И его теоретических взглядах ощутимо просматриваются черты, как метафизики, так и диалектики.

В XVIII веке русское общество испытало заметное влияние просветительской философии и особенно Вольтера. Под их влиянием профессор Семен Десницкий написал прогрессивный проект переустройства власти в России. Воздействие просветительства сочеталось с экспансией масонства той поры (И. Новиков, Л. Радищев).

Александр Радищев видел в Боге творческую силу бесконечного мира. Он дал самостоятельную оценку взглядов английского и французского материализма XVII – XVIII веков и немецкого идеализма XVIII века, выделив диалектические идеи Лейбница как наиболее значимые. Теоретические взгляды Радищева были неотделимы от его практического отношения к миру. Открыто заявив, в частности, о самодержавии, как о «наипротивнейшем человеческому существу состоянии», он, в конце концов, вынужден был принять и ссылку, и яд.

В XIX веке в России определились позиции западников и славянофилов. Изначально свое влияние на тех и других оказал Петр Чаадаев. В итоге же он считал, что «Россия призвана к необъятному умственному делу: ее задача дать в свое время разрешение всем вопросам, возбуждающим споры в Европе».

Среди первых славянофилов можно отметить Ивана Киреевского.

Он противопоставлял Западу, отделяющему «веру ума» от «веры сердца», русскую цельность; первым выделил соборность, как особенность русской национально-духовной жизни, которую понимал как свободное подчинение личности абсолютным ценностям.

Алексей Хомяков усматривал в соборности сочетание единства и свободы, свойственного православию (в отличие от католиков, где господствует единство, подчинение; и от протестантов, проповедующих свободу без единства).

Яркими представителями умеренного западничества были В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Последний критиковал религию с позиций материализма, а сам материализм – за его ограниченность («материалисты никак не могли понять объективность разума»). В социальной философии Герцен был близок к славянофилам в вопросах общинно-артельных перспектив русской жизни и ее переустройства на этой основе.

Среди немногих оригинальных российских мыслителей своего времени К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли Николая Чернышевского. Будучи, подобно Фейербаху, антропологическим материалистом, он, в отличие от немецкого философа, мог мыслить диалектически, особенно в сфере социальных проблем.

Ученик Хомякова Владимир Соловьев – первый из русских мыслителей, кто стал общепризнанным философом мирового масштаба. Философия Соловьева – философия «положительного всеединства». Оно олицетворено в Боге, вслед за которым выступает одухотворенная божественным началом природа – София. Она стремится воссоединиться с Сущим.

Осуществление этого воссоединения происходит через эволюцию человеческого мира. В Сущем и его вещах заключены благо (реализация воли), Истина (реализация размышления) и красота (реализация чувства). Единство этих ценностей проявляется в любви. Высшая любовь - спасение человечества, она воссоединяет с Богом. Жизнь каждою на этом пути – творчество. Здесь нравственность доминирует над политикой и экономикой (они, соответственно, воплощены в церкви, государстве, земстве). Нравственность позволяет преодолеть разобщенность духовного и материального, разобщенность людей.

Развитие философии софийности было продолжено вплоть до середины XX века Сергеем Булгаковым.

Отечественная мысль наметила еще одну линию в мировой теории. Это «философия русского космизма» Николая Федорова. Она исходит из борьбы двух тенденций бытия: жизни и смерти. Задача науки – преодолеть смерть, задача живущих – воскресить праотцов. Наша планета, преодолев неизбежность смерти, способна стать космическим земноходом.

Значительный теоретический и практический вклад и развитие философии русского космизма сделали выдающиеся ученые Константин Циолковский и Александр Чижевский.

Ранее мы уже отмечали, что у истоков мирового персонализма и экзистенциализма стоял русский философ Николай Бердяев.