1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ОСОБЕННОСТИ СЕНСУАЛИЗМА ФИЛОСОФИИ ДЖ.ЛОККА И ДЖ.БЕРКЛИ

Особенности сенсуализма философии Дж.Локка и Дж.Беркли

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

Сенсуализм Джон Локк Джордж Беркли первичных и вторичных качествах «чистая доска»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Сенсуализм – форма эмпиризма, согласно которой знание человек получает из чувственного опыта.

Джон Локк подверг критике теорию врожденных идей Декарта. По убеждению Локка, сознание новорожденного – это «чистая доска», которая наполняется содержанием в первую очередь благодаря ощущениям. Различал два вида опыта: внутренний и внешний. Внутренний раскрывает внутреннее состояние, и деятельность человеческой души. Внешний дает знания об объективном мире. Ум способен лишь к комбинированию идей и ощущений, но неспособен ни создать, ни уничтожить новые ощущения. Поэтому источником новых идей может быть только опыт. Развил теорию о первичных и вторичных качествах. Первичные качества (протяженность и фигура) существуют в самих вещах и воспринимаются органами чувств человека, вторичные (цвет, запах, вкус и т.п.) существуют только в познающем субъекте. На чувственном уровне возникают простые идеи. В результате их соединения и обобщения на уровне мышления возникают сложные идеи. Таким образом, все формы познания Д.Локк сводит, в конечном счете, к ощущениям.

Джордж Беркли – критик сенсуализма Локка (а именно учения о первичных и вторичных качествах). Он считает ошибочным, что первичные качества – объективны, а вторичные – субъективны. Согласно Беркли, все качества вторичны. Полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения (идеи) как достояние только человеческого сознания, т. е. интерпретировал сенсуализм идеалистически. Согласно Беркли, все, что нам кажется вещами, в действительности оказывается комплексами наших ощущений или комплексами идей нашего разума, для Беркли существовать – это быть воспринимаемым. Пример: Я обоняю запах, Я чувствую вкус, Я воспринимаю вес. В этих характеристиках «яблока» всюду присутствует «Я», без которого нет и самих ощущений. Он утверждает, что сумму наших ощущений мы называем словом «яблоко». Такая крайняя форма философского идеализма называется солипсизмом, когда объективное существование вещей отрицается, – они превращаются в комплексы наших ощущений, т.е. индивид ограничивает своими рамками любой познавательный процесс. Присутствие вещей в мире произошло только потому, что до своего проявления они были «идеями» в уме Бога.