1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ОТНОШЕНИЕ К НАУКЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ СЦИЕНТИЗМА И АНТИСЦИЕНТИЗМА. АНТИСЦИЕНТИЗМ И НАУКОФОБИЯ.

Отношение к науке как ключевой вопрос современной мировоззренческой ориентации: противостояние сциентизма и антисциентизма. Антисциентизм и наукофобия.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Основной вопрос мировоззрения Наука Сциентизм Антисциентизм Формы антисциентизма
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основной вопрос мировоззрения – определение места человечества в этом мире, откуда произошел человек, откуда он появился на земле, вопрос о выживании человека, вопрос о существовании человека на земле, о существовании человека как вида.

На определенном этапе развития наука стала «плохой» - гонка вооружения… не надежда на науку, а использование науки под контролем, возможно, всей планеты, чтобы не было, например, перенаселения. Наука из надежды населения стала проблемой и даже проклятьем, т.к. наука была определенным образом институализированная. Этот процесс важен, т.к.:

  • Наука – социальный институт с очень специфической системой ценностей и норм;

  • соответствие м/у этой системой и системой общества в целом негармонично (напр.: господствующие в конкретном государстве и обществе нормы и ценности не позволяют развивать некоторые направления исследований);

  • Взаимодействия м/у обществом и наукой можно представить как некоторый взаимообмен различного рода ресурсами (фин., матер., морал., интел.).

Не только общество должно признавать ценность науки (как источника благ), но и наука должна давать обществу то, что общество считает для себя важным, необходимым и полезным. Предоставление обществу каждого из этих ресурсов – это определение функции. Закрепление каждой из этих функций означает, что в обществе сложилась устойчивая система ожиданий, связанных с наукой: культурномировоззренческая функция (гелиоцентрическая система изменения мировоззрения всех людей).

Окончательное утверждение общественно значимой науки в XVIII веке – распространение науки среди самых широких слоев населения – средство достижения социальной справедливости, справедливости общества. Рубеж XIX-XX вв. – окончательное осознание обществом эконом. эффекта, который приносится обществом.

Профессионализация науч. деятельности такая, что меняется само представление о результате науч. деятельности. В настоящее время культуромировозренческая функция не только доминирования, но и обнаруж. Ущербность односторонней ориентации на науку в мировоззренческом плане. Обнаружилась необходимость уст-ки единства науки с другими видами культуры, но реальность этой задачи явл. самой большой проблемой взаимодействия м/у наукой и обществом. Переоценка роли культуры в обществе – в этой переоценке опять крайности, которые вылились в 2 формы: сциентизм и антисциентизм. Оценка науки в обществе:

Сциентизм – преувеличенная мировоззренческая оценка науки, а также ее роли в обществе. В основе такой позиции лежит некритические принятия ее сторонниками:

Антисциентизм – оппозиция сциентизма в мировоззренческой оценке познаваемых и др. возможностей науки и ее роли в жизни общества.

Формы антисциентизма: (по степени проявления)

  • радикальный – делает упор на когнитивных ограничениях и неизбежных отрицательных последствий испол-ия науч. достижений. Это идеологическая основа общественных движений: некоторые течения в христианстве, соврем. буддизм, антиглоболизм;

  • умеренный – против сциентической абсолютизации позн-х, соц. и практич. Возможностей науки, но подчеркивает необх. (незаменимую) роль науки в обеспечении дальнейшего прогресса общества в решении глобальных проблем.