... > Философия > Пифагорейская школа. Гераклит....

Пифагорейская школа. Гераклит. Элейская школа. Парадоксы единого и многого

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Пифагорейская школа Гераклит Элейская школа Парменид Зенон Пример колоды флэш-карт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить
Пифагорейская школа. Гераклит. Элейская школа. Парадоксы единого и многого

Пифагорейская школа: числа пифагорейцы понимали как творческую мощь бытия и жизни, идущую от нерасчлененных и хаотических потенций к расчленённому, завершенному и гармонически цельному организму. Таким образом, пифагорейская школа продвигала учения:

  • числах самих по себе или о богах как числах;

  • космосе как числе;

  • вещах как числах;

  • душах как числах;

  • искусстве как числе.

Гармония основана на том, что все в мире распределено в числовых отношениях;

Число делает скрытое познаваемым, властвует над божественными вещами;

2 – есть число линии, 3 – число плоскости, 4 – число тела, поэтому все есть ограниченное или безграничное

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. Пифагор утверждал «все создано из числа. Число и есть первооснова мира». Он утверждал, что сущность предмета, со всеми его качествами и особенностями можно выразить числом. Вещи и числа противоположны. Число, по отношению к вещи выступает первичным - а это и есть идеалистический взгляд на мир. Пифагор утверждал, что если и существуют в мире законы, которым подчиняется все, и человек и боги, то это законы математики. Особую роль пифагорейцы отводили 1, 2,3 и 4, из которых якобы выводятся соответственно - точка, прямая, квадрат, куб. Сумма этих чисел дает число десять, которое философы считали идеальным. Душа - существо божественное, она заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель в жизни - освободить душу из темницы, не допустить в другое тело.

Гераклит (около 500 лет до нашей эры): размышления Гераклита похожи на изречения оракула и часто до непонятности кратки, ему казалось, что эта форма изложения соответствует значительности предмета. Гераклит исходит из размышлений о природе, и природу он также понимает как единое целое, которое, как таковое никогда не возникало и не погибнет… На Гераклита производит сильное впечатление постоянное изменение вещей, неустойчивость всего единичного, именно в этом он усматривает всеобщий мировой закон. «Все, абсолютно все, находится в состоянии непрерывного изменения», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды, и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии…Она образуется и расплывается, приближается и удаляется», «рожденная противоположность собирает вместе, из отдельных музыкальных звуков возникает совершенная гармония, все вещи происходят благодаря конфликту», «война является отцом и царем над всем», «огонь из всех веществ обладает наименьшей устойчивостью и не терпит устойчивости других веществ».

Элейская школа: основатель элейской школы – Ксенофан.

Парменид – ученик Ксенофана; продолжал традицию исследования бытия, начатую учителем (дидактическая поэма «о природе» - о божественном и человеческом пути)

Зенон – ученик Парменида, знаменит своими апориями, которыми он пытался доказать противоречивость концепций движения, пространства и множества.

Разрабатывали теоретическое учение о бытии, заложив фундамент классической греческой онтологии. Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. Выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться (апории Зенона, Парменид: "Сущее неделимо, ибо нет ничего, чем оно могло бы быть разделено. Оно неподвижно и неизменно, всюду равно самому себе, может быть уподоблено хорошо закругленному шару, и равномерно простирается от средоточия во все стороны"), а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет ("Сущее не может ни возникнуть, ни перестать существовать, ибо оно не может ни возникнуть из не-сущего, ни обратиться в несущее" Парменид) Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо («Бытие есть, небытия нет» Парменид). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину (Парменид: "Чувства,..,- суть источник всех заблуждений"). Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство бытия.

Основные принципы:

  • лучшее может быть лишь единым;

  • итак, существует лишь единый Бог, «несравнимый со смертными ни по образу, ни по мыслям»; «весь он есть око, весь – ухо, весь – мышление» и «без усилия властвует над своей мыслью».

  • никто из богов не может находиться под властью другого. Столь же мало мыслимо, чтобы боги возникли или чтобы они переходили из одного места в другое.

Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка ❗️

Lingualeo

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748