Пифагорейская школа. Гераклит. Элейская школа. Парадоксы единого и многого
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
числах самих по себе или о богах как числах;
космосе как числе;
вещах как числах;
душах как числах;
искусстве как числе.
Гармония основана на том, что все в мире распределено в числовых отношениях;
Число делает скрытое познаваемым, властвует над божественными вещами;
2 – есть число линии, 3 – число плоскости, 4 – число тела, поэтому все есть ограниченное или безграничное
Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. Пифагор утверждал «все создано из числа. Число и есть первооснова мира». Он утверждал, что сущность предмета, со всеми его качествами и особенностями можно выразить числом. Вещи и числа противоположны. Число, по отношению к вещи выступает первичным - а это и есть идеалистический взгляд на мир. Пифагор утверждал, что если и существуют в мире законы, которым подчиняется все, и человек и боги, то это законы математики. Особую роль пифагорейцы отводили 1, 2,3 и 4, из которых якобы выводятся соответственно - точка, прямая, квадрат, куб. Сумма этих чисел дает число десять, которое философы считали идеальным. Душа - существо божественное, она заключена в тело в наказание за прегрешения. Высшая цель в жизни - освободить душу из темницы, не допустить в другое тело.
Разрабатывали теоретическое учение о бытии, заложив фундамент классической греческой онтологии. Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. Выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться (апории Зенона, Парменид: "Сущее неделимо, ибо нет ничего, чем оно могло бы быть разделено. Оно неподвижно и неизменно, всюду равно самому себе, может быть уподоблено хорошо закругленному шару, и равномерно простирается от средоточия во все стороны"), а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет ("Сущее не может ни возникнуть, ни перестать существовать, ибо оно не может ни возникнуть из не-сущего, ни обратиться в несущее" Парменид) Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо («Бытие есть, небытия нет» Парменид). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину (Парменид: "Чувства,..,- суть источник всех заблуждений"). Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство бытия.
Основные принципы:
лучшее может быть лишь единым;
итак, существует лишь единый Бог, «несравнимый со смертными ни по образу, ни по мыслям»; «весь он есть око, весь – ухо, весь – мышление» и «без усилия властвует над своей мыслью».
никто из богов не может находиться под властью другого. Столь же мало мыслимо, чтобы боги возникли или чтобы они переходили из одного места в другое.