Понятие культуры и философия культуры. Формы бытия культуры
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Культура — феномен сложный, многообразный и является предметом внимания не только философии, но и целого ряда других наук — культурологии, социологии, истории, археологии, этнографии, эстетики.
Древние эллины воспринимали «культура» как «воспитанность» и в этом видели свое основное отличие от «некультурных варваров». Древних римлян культура ассоциировалась с личным совершенством.
В эпоху Возрождения культура - соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеалу эпохи Просвещения. Французские просветители XVIII (Вольтер, Тюрго) сущность культурного процесса понимали как развитие человеческого разума, противопоставляя «культурность», «цивилизованность» нации «дикости» и «варварству» первобытных народов. Создатели немецкой классической философии сущность культуры усматривали в сфере «духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания, которое принималось за область подлинно культурного существования человека.
Философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение К. Термин введён в начале XIX в. Мюллером. Проблематика ФК впервые осознается софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой): так, согласно Гиппию, человеческие обычаи, законы насилуют нас часто вопреки природе.
Киники Диоген развили это противопоставление до вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобытночеловеческого существования, выступив одними из первых критиков культуры.
В новое время проблематика Ф и критики К получает особое развитие у Вико, Руссо, Шиллера. От Ницше и отчасти от рус. славянофилов можно датировать существование ФК в узком смысле - как Ф осмысления разных стадий эволюции человеческой культуры. Зиммель, Шпенглер, Кайзерлинг, Русские - Данилевский Бердяев У Данилевского и Шпенглера эта идея сочетается с постулатом об абсолютной замкнутости и взаимной непроницаемости различных (национальных или исторических) К, что сопровождалось отрицанием общечеловеческого значения К.
Марксизм рассматривает все проблемы К в составе исторического материализма, понимая культуру как исторически определённый уровень развития общества и человека, как явление общечеловеческое и классовое, обусловленное общественно-экономическими формациями, со сменой которых происходит изменение типов культуры; при этом новая культура усваивает и перерабатывает достижения предшествующей.
Формы бытия культуры:
Элитарная - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры Искусство ради искусства;
Народная - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. По своему исполнению элементы НК могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор;
Массовая - не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».