1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. ФОРМЫ БЫТИЯ КУЛЬТУРЫ

Понятие культуры и философия культуры. Формы бытия культуры

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Культура Философия культуры Формы бытия культуры Элитарная Народная Массовая
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Культура — феномен сложный, многообразный и является предметом внимания не только философии, но и целого ряда других наук — культурологии, социологии, истории, археологии, этногра­фии, эстетики.

Древние эллины воспринимали «культура» как «воспитанность» и в этом видели свое основное отличие от «некультурных варваров». Древ­них римлян культура ассоциировалась с личным совершенством.

В эпоху Возрождения культура - соот­ветствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем — идеалу эпохи Просвещения. Французские просветители XVIII (Вольтер, Тюрго) сущность культурного процесса понимали как развитие человеческого разума, противопоставляя «культурность», «цивилизованность» нации «дикости» и «варварству» первобытных наро­дов. Создатели немецкой классической философии сущность культуры ус­матривали в сфере «духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шил­лер), философского (Гегель) сознания, которое принималось за область подлинно культурного существования человека.

Философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение К. Термин введён в начале XIX в. Мюллером. Проблематика ФК впервые осознается софистами, сформулировавшими антиномию природного и нравственного (отождествляемого с культурой): так, согласно Гиппию, человеческие обычаи, законы насилуют нас часто вопреки природе.

Киники Диоген развили это противопоставление до вывода о необходимости возврата к природе, к простоте первобытночеловеческого существования, выступив одними из первых критиков культуры.

В новое время проблематика Ф и критики К получает особое развитие у Вико, Руссо, Шиллера. От Ницше и отчасти от рус. славянофилов можно датировать существование ФК в узком смысле - как Ф осмысления разных стадий эволюции человеческой культуры. Зиммель, Шпенглер, Кайзерлинг, Русские - Данилевский Бердяев У Данилевского и Шпенглера эта идея сочетается с постулатом об абсолютной замкнутости и взаимной непроницаемости различных (национальных или исторических) К, что сопровождалось отрицанием общечеловеческого значения К.

Марксизм рассматривает все проблемы К в составе исторического материализма, понимая культуру как исторически определённый уровень развития общества и человека, как явление общечеловеческое и классовое, обусловленное общественно-экономическими формациями, со сменой которых происходит изменение типов культуры; при этом новая культура усваивает и перерабатывает достижения предшествующей.

Формы бытия культуры:

  • Элитарная - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры Искусство ради искусст­ва;

  • Народная - создается анонимными твор­цами, не имеющими профессиональной подготовки. По своему исполнению элементы НК могут быть ин­дивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной куль­туры — фольклор;

  • Массовая - не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начина­ется с середины XX когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напря­мую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления мас­сами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и за­просы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.