Понятие «метафизика»
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Понятие «метафизика» восходит к античной философии. Впервые оно употребляется как название ряда трактатов Аристотеля, в которых он раскрывает содержание своей «первой науки». Задача «первой науки» — то есть того, что затем и стало называться метафизикой, — согласно Аристотелю, формулируется так: «исследовать общую природу сущего как такового».
Аристотель приводит четыре определения метафизики:
исследование первых начал и причин;
познание «бытия, поскольку оно бытие»;
знание о субстанции;
знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
Со временем понятие метафизика стало применяться и как обозначение метода философского исследования. Метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на созерцание интеллектуальное, когда ум «видит» в вещи не ее внешнюю форму, а ее сущность. Еще Аристотель писал, что метафизика — наиболее возвышенная и самая «свободная» из наук, ибо не преследует практические цели и не связана с материальными нуждами, существует ради самой себя, т. е. ради знания и понимания. Метафизика предполагает особые средства философско-категориальной интерпретации универсума: это, во-первых, «созерцание» а также познавание, вопрошание, вслушивание.
Основным постулатом метафизики долгое время выступал принцип тождества бытия и мышления. Это значит, что среди множества мыслей, которые есть у человека, имеются такие, что выводят его за пределы своей «субъективности», достоверно описывают весь мир в целом.
Общие черты метафизического способа познания мира:
приоритет теоретического разума и созерцания как постижения истины;
противопоставление бытия становлению, знания – мнению; бытие ассоциируется с истинным знанием, становление – с мнением;
различение ноуменального (умозрительного) и феноменального бытия: «есть бытие истинное, а есть то, что только предстает перед моими глазами, и это не одно и то же».
Идеал построения метафизики — создание универсальной теории, претендующей на описание и объяснение мира в целом и отдельных его частей, а также на абсолютную истинность собственных положений.