Понятие науки - предмет Философии науки
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.
Понятие «Наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности НКМ. Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.
Философия науки(ФН) - область Ф., изучающая Н. как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.
Как раздел философии ФН представляет собой синтез идей мыслителя с основными положениями Н. соответствующей эпохи (кантинианская, постмодернистская). В этом случае ФН выводится. ФН как раздел сложилась к середине XX в. Это была попытка рассмотрения социо-культурной функции Н. в контексте НТП.
Как направление ФН сложилась в середине XIX века в позитивизме. Затем развивается в нео и постпозитивизме. ФН строилась как оппозиция традиционной философии с ее классической проблематикой. За бортом остаются вопросы этики науки, философские обоснования научной деятельности и философские проблемы ЕН (вопросы происхождении жизни, человека, П. и В.).
Объект ФН – вся наука в целом; предмет ФН – различные аспекты науки, которые получены в результате абстрагирования от ее различных сторон, поэтому предметом науки является наука: как система знаний, как деятельность, как традиция, как социальный институт.
Вся проблематика ФН представлена 4 разделами:
Онтология науки. Изучает объект, какой он есть на самом деле; строение научного знания, различные институционные формы организации науки. Занимается классификациями знания в науке, обобщением научных теорий в НКМ;
Методология и логика научного знания. Изучает методы и способы познания, структуру научного знания, основания науки;
Аксиология науки. Изучает этику, нормы и ценности в науке;
Праксиология науки. Изучает принципы научной деятельности. Занимается междисциплинарными исследованиями.
В XVII–XVIII вв. возникает эпистемология (теория научного познания). Она рассматривает всеобщие предпосылки знания; соотношение чувственного и рационального познаний, проблемы истины в науке; исключает ценности, мотивации, мировоззрения субъекта. Такова классическая эпистемология. Она разворачивает свои представления вокруг оппозиции «объект–знание», а гносеология «субъект–объект». Наука понимается как высший тип знания, который заменяет все другие типы, претендует на роль судьи.
В середине XIX в. начинается пересмотр классической эпистемологии. Это было сделано с появлением нового философского направления – позитивизма, в котором (а впоследствии в неопозитивизме) Н. понимается как закрытая система, неподверженная влиянию социо-культурных факторов. Такая позиция называется интернализм.
В постпозитивизме происходит поворот к экстернализму. Суть: внутренняя логика развития науки себя исчерпала, наука развивается под действием социо-культурных факторов и представляет собой открытую систему. Происходит переход к неклассической эпистемологии. Субъект с его ценностями, мотивациями, мировоззрениями включается в познание. Знание не может быть без культурных оснований. Это означает, что философские принципы, категории, идеи оказывают влияние на науку, поэтому наука не может собой заменить всю культуру и остается только ее частью.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.