Понятие науки - предмет Философии науки
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.
Понятие «Наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности НКМ. Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания.
Философия науки(ФН) - область Ф., изучающая Н. как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний.
Как раздел философии ФН представляет собой синтез идей мыслителя с основными положениями Н. соответствующей эпохи (кантинианская, постмодернистская). В этом случае ФН выводится. ФН как раздел сложилась к середине XX в. Это была попытка рассмотрения социо-культурной функции Н. в контексте НТП.
Как направление ФН сложилась в середине XIX века в позитивизме. Затем развивается в нео и постпозитивизме. ФН строилась как оппозиция традиционной философии с ее классической проблематикой. За бортом остаются вопросы этики науки, философские обоснования научной деятельности и философские проблемы ЕН (вопросы происхождении жизни, человека, П. и В.).
Объект ФН – вся наука в целом; предмет ФН – различные аспекты науки, которые получены в результате абстрагирования от ее различных сторон, поэтому предметом науки является наука: как система знаний, как деятельность, как традиция, как социальный институт.
Вся проблематика ФН представлена 4 разделами:
Онтология науки. Изучает объект, какой он есть на самом деле; строение научного знания, различные институционные формы организации науки. Занимается классификациями знания в науке, обобщением научных теорий в НКМ;
Методология и логика научного знания. Изучает методы и способы познания, структуру научного знания, основания науки;
Аксиология науки. Изучает этику, нормы и ценности в науке;
Праксиология науки. Изучает принципы научной деятельности. Занимается междисциплинарными исследованиями.
В XVII–XVIII вв. возникает эпистемология (теория научного познания). Она рассматривает всеобщие предпосылки знания; соотношение чувственного и рационального познаний, проблемы истины в науке; исключает ценности, мотивации, мировоззрения субъекта. Такова классическая эпистемология. Она разворачивает свои представления вокруг оппозиции «объект–знание», а гносеология «субъект–объект». Наука понимается как высший тип знания, который заменяет все другие типы, претендует на роль судьи.
В середине XIX в. начинается пересмотр классической эпистемологии. Это было сделано с появлением нового философского направления – позитивизма, в котором (а впоследствии в неопозитивизме) Н. понимается как закрытая система, неподверженная влиянию социо-культурных факторов. Такая позиция называется интернализм.
В постпозитивизме происходит поворот к экстернализму. Суть: внутренняя логика развития науки себя исчерпала, наука развивается под действием социо-культурных факторов и представляет собой открытую систему. Происходит переход к неклассической эпистемологии. Субъект с его ценностями, мотивациями, мировоззрениями включается в познание. Знание не может быть без культурных оснований. Это означает, что философские принципы, категории, идеи оказывают влияние на науку, поэтому наука не может собой заменить всю культуру и остается только ее частью.