Позитивистский вариант учения о государстве и законах
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
В позитивистом варианте учения, достаточно определенно закреплена связь между правом, законом и государством. При этом в отличие от взглядов Г. Кельзена, который считал, что государство создаёт право, "своё" право, объективный правопорядок, а потом само ему подчиняется, в СССР государственная власть реально определяла права всех, но в интересах общества.
Значимыми, являются работы, изданные видными правоведами М. И. Байтиным и О. Э. Лейстом.
Например, известный учёный М. И. Байтин выделяет такие признаки права:
наличие общеобязательных, формально-определённых норм, которые выражают государственную волю общества, а также её общечеловеческий и классовый характер;
они издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения;
они выступают в качестве властно-официального регулятора общественных отношений.
Главным признаком права автор признаёт только ту норму, которая возведена в закон и в силу этого получающая авторитет общеобязательного предписания. При этом государственная власть обязана быть легитимной. Более того, он не исключает и возможность примата права над законом, но в рамках развития процесса единения права и морали.
Автор всесторонне рассматривает функционирование такой социальной нормы, как "правовая норма", соотнося её статус и роль с развитием общества, государства и человека. Он вводит в понятие "право" такой признак, как "общечеловеческий характер норм права". Он признаёт правовое государство в качестве исходного субъекта для признания нормы как закона. "Соединяет" право и мораль. Другими словами, автор рассматривает право в контексте как бы существующего общества и "наличествующего" в нём государства.
Известный правовед О. Э. Лейст для выделения, по его мнению, сущностных признаков права использовал "прагматически-конвенционалистский" критерий. В соответствие с ним существенными признаками права следует считать "свойства, характерные для права любой страны и любой эпохи, те качества, без которых права не может быть, без которых оно не действует, не выполняет своей социальной роли"
Другими словами, автор, если используемый им критерий перевести в разряд регулятива познавательно-оценочного действия, поступил так, как велит прагматизм: польза и согласие большинства – есть критерий истины. Но ведь в науке и реальной жизни человечество выработало и другие критерии оценки истинности и знаний, и норм, и правил и т.д.
Следуя выбранному критерию, О. Э. Лейст выделил следующие сущностные признаки права: нормативность; официальное установление и охрана государством; системность; формальная определённость; правосудие; авторитетность последовательным сторонником некой самодостаточности права, порождённой волей законодателя и независимой от существующих общественных отношений, закономерностей их развития. Для этого необходимо, чтобы правовые нормы удовлетворяли трём условиям: а) соответствовали наличному состоянию общества; б) отражали перспективы его развития; в) были выражены в формах, доступных общественному сознанию.
Ведь право – это часть бытия и сознания общества. Оно характеризуется спецификой развития общества и спецификой способов воздействия на социальную среду.