... > Философия > Позитивистское истолкование философского...

Позитивистское истолкование философского учения о должном

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Позитивизм четыре основные стадии Джон Стюарт Милль Герберт Спенсер «социальным дарвинизмом»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу, освободить от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в иссле­дованиях именно научным арсеналом средств и опираться на научный метод.

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

  • классический позитивизм (О. Конт и Г. Спенсер);

  • эмпириокритицизм (махизм) (Э. Мах и Р. Авенариус);

  • неопозитивизм (философы «Венского-кружка», Львовско-Варшавской школы, Б. Рассел и Л. Витгенштейн);

  • постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун).

Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) в работе «Система дедуктивной и индуктив­ной логики» попытался заложить основы методологии для всех наук. По мнению Милля, основой для всех наук должна стать индуктивная логика, которая анализирует данные опыта и на их основании формулирует свои выводы. При этом индуктивная логика должна стать основанием даже для таких дедуктивных (основанных на аксиомах) наук, как математика и логика.

Герберт Спенсер (1820 – 1903)– еще один крупный представитель «первого позитивизма». Он стоял у истоков натуралистически ориентирован­ной социологии, часто называемой «социальным дарвинизмом». Идея о единстве законов, управляющих природой и человеком, под влиянием огромного скачка, который совершили в то время естественные науки, была очень распространена в XIX веке.

Спенсер черпал идеи для своей теории в биологии, рассматривая общество как единый организм, аналогичный живому организму. Целостность общества обеспечивается его делением на две существующие в нем системы – внешнюю и внутреннюю. Этот организм поддерживает равновесие, приспосабливается к окружающей среде и развивается. Спенсер считал, что развитие любого организма тесно связано с его приспособлением к среде, т.е., в случае с обществом, к природе, и предполагает в первую очередь дифференциацию его органов и функций, а, следовательно, и его постоянное усложнение.