Позитивизм и этапы его развития (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.
Философия же, по их мнению, не имеет предмета, потому что она не содержательная наука о какой-то реальности, а род деятельности, сводящейся к анализу естественных и искусственных языков, – деятельности, преследующей две цели: 1) исключить из науки все не имеющие смысла рассуждения и псевдопроблемы, возникающие в результате неправильного употребления языка, нарушения его логических правил; 2) обеспечить построение идеальных логических моделей осмысленного рассуждения. Истинность положений науки удостоверяется принципом верификации, согласно которому истинное значит проверяемое в опыте. Жесткость положений неопозитивизма в дальнейшем смягчилась. Проект философии как «логики науки», в целом, потерпел неудачу. Однако общая направленность на анализ проблем философии и науки через анализ самого языка характерна для аналитической философии до сих пор.
Постпозитивизм настаивает на важности исторического подхода в изучении науки. По мнению наиболее видных его представителей наука развивается не линейно и кумулятивно (т.е. по пути накопления знаний), а скачками. В процессе развития науки в результате научных революций происходит смена парадигм (от греч. paradeigma – пример, образец). Парадигма означает совокупность теоретических, методологических и иных установок принимаемых научным сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении проблем. Так в физике на рубеже XIX – XX вв. произошел переход от парадигмы Ньютона к теории Эйнштейна, и это означает не столько некий прогресс в развитии науки, сколько смену самого способа видения мира.