Позитивизм и его школы. Постпозитивизм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Основоположник позитивизма Огюст Конт провозгласил, что эпоха философии миновала и наука в ней не нуждается, так как способна решить все проблемы. Термин позитивное Конт истолковал как реальное, полезное, достоверное, точное. Позитивное мышление заменяет абсолютное относительным, связано со здравым смыслом.
Вторая форма позитивизма – эмпириокритицизм. Его основатели Мах и Авенариус в основу объяснения мира положили опыт, который понимали как совокупность ощущения назвали элементами мира. Результативность науки, полагал Мах, зависит от затрат мыслительной энергии человека.
Третья форма позитивизма – неопозитивизм. Его основной вариант – аналитическая философия. Ее представители ставили задачу исключить из языка недоразумения, двусмысленности, потому что он важен для решения научных проблем. Витгенштейн утверждал, что философия – не теория, а деятельность человека в языковом мире.
Философия логического позитивизма помогает, по замыслу ее сторонников, возрождению истинной науки.
Заслуга неопозитивистов заключается в критике догматических представлений о соотношении языка и реальности, субъекта и объекта.
В результате критического пересмотра методологических принципов неопозитивизма и отказа от радикального эмпиризма всего позитивистского направления в целом возникает постпозитивизм. Основные его идеи сформулированы на рубеже 50-60-х годов К. Поппером и Т. Куном и развиты в работах И. Лакатоса и С. Тулмина.
Несмотря на некоторые различия, имеющиеся во взглядах представителей постпозитивизма, их объединяет критическое отношение к преувеличению роли абстрактно-логических конструкций, столь характерное для неопозитивистских доктрин, и перенос акцента на социокультурные и ценностные аспекты научного познания. Они заботятся не столько о формальной строгости своих теорий, сколько о соответствии их реальной истории развития науки.
В противовес неопозитивистским концепциям, концентрировавшим внимание исключительно на проблемах языка, т. е. на проблемах точного выражения уже имеющегося знания, постпозитивисты предлагают новую программу, суть которой заключается в выдвижении на первый план исторического анализа науки, т. е. исследования "роста" научного знания.
Постпозитивисты убеждены, что теоретическое мышление непосредственно участвует в процессе познания, зачастую даже опережая эмпирический опыт. Ведь даже для того, чтобы зафиксировать какое-то явление как "чисто эмпирический (т.е. чувственно воспринимаемый ) факт", человек должен обратить на него свое внимание, выделить его из бесчисленного множества других явлений, предпочесть его всем другим, иначе говоря, отнестись к нему как более важному, более значительному, более ценному, чем все другие.
В целом постпозитивизм, сосредоточиваясь на критике общих фундаментальных основ всех форм и этапов позитивистской традиции, решительно отвергает претензии позитивизма на то, чтобы стать единственной научной философией и философией науки.