Позитивизм, его исторические формы
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Позитивизм – это эмпирическое субъективно-идеалистическое течение в Западной Европе, признававшее истинным только эмпирические науки и отрицавшего ценность теоретических знаний. Вся прежняя философия и материалистическая, и идеалистическая была объявлена ложной, т.к. ее содержание не поддавалась опытной проверке с помощью опыта.
Позитивисты объявили о создании новой оригинальной философии, которая находится выше материализма и идеализма и представляет третью линию философии. На самом деле они повторили основные положения субъективного идеализма и агностицизма, слегка замаскировав эти положения терминами, взятыми из конкретных наук.
Позитивизм прошел в свое развитии 3 этапа:
Ранний позитивизм – 30 г. XIX века (О. Конт, Дж.Ст. Миль, Г. Спенсер);
Махизм или эмпириокритицизм – 70-90 г. XIX века (Э. Мах, Р. Авенариус, А. Богданов);
Неопозитивизм – 20г. XX века (М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн);
1-ый этапа: Родоначальником был О. Конт, он ввел термин позитивизм, и объявил о решительном разрыве с прежней философией и провозгласил, задачу новой позитивной философии. По мнению О. Конта наука не должна раскрывать сущность явлений, а должна регистрировать явления. Г. Спенсер – считал, что философия отличается от частных наук только количественно, только более высокой степень обобщения знаний. Он внес элементы агностицизма в позитивизм. Дж.Ст. Миль – утверждал, что все знание человек получает из опыта, под которым он понимал показание органов чувств человека. И объектом изучения является ощущение человека. Материя у Дж. Ст. Миль – постоянная возможность ощущений, а сознание – переживание этих ощущений.
2-ой этап: Центральное понятие – опыт, под которым понимается чувственный опыт человека, т.е. ощущение человека. По их мнению, предметы состоят из ощущений человека. Махисты разработали 4 теории:
Теория элементов мира – мир состоит из элементов, под которыми понимаются ощущения;
Теория принципиальной координации – существует два вида реальности: «Я» (сознание человека), «Не Я» (природа и общество);
Теория экономии мышления – в ней они призывали мыслить экономно;
Теория критики интроекций – в ней они обвиняли материалистов в том, что они связывают мышление и ощущение человека с деятельностью мозга; Богданов разработал учение – эмпириомонизм, в этом учении он вместо индивидуального опыта использовал понятие коллективный опыт;
3-ий этап: Неопозитивисты своеобразно понимали задачи философии, они видели эти задачи в исправлении языка, в соответствии с требованиями логики. Философия не должна быть учением о природе, обществе, познании, а должна лишь исследовать языковую форму имеющегося знания. Главной характеристикой знания они признавали наличие смысла, а не истинность и поэтому признаку они делили все предложения на 3 группы:
Бесмысленные;
Имеющие не научный смысл (невозможно проверить на истинность);
Имеющие научный смысл (допускают опытную проверку). Основные течения в неопозитивизме: 1.Логический анализ – свою задачу видели в реформировании научного языка; 2.Лингвистический анализ – в реформировании простого разговорного языка.
Неопозитивисты разработали 4 принципа, которые говорят о условии принципа знания:
Верификация – говорит о том, что любое предложение будет истинным, если оно подтверждается чувственным опытом человека;
Физикализм – любое предложение, будет истинным, если оно подтверждается любым законам физики;
Феноменализм – наука может ограничиваться описанием явлений, не проникая в их сущность, т.к. сущность сводится к сумме явлений;
Конвенционализм – истина есть результат произвольного соглашения ученых.