... > Философия > Познание как постижение...

Познание как постижение истины. Концепции истины в истории философии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Истина Классическая (корреспондентская) концепция Концепции неклассической философи семантическое определение истины когерентная концепция феноменологическая концепция
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Истина (соответствие знаний искомому) – цель познавательной деятельности. Истина - адекватное постижение предметов и явлений действительности познающим субъектом: объективное содержание человеческого познания. Но как определить достоверность знаний? На этот вопрос в разных концепциях разные ответы.

Классическая (корреспондентская) концепция (от Аристотеля) – истина ‑ соответствие знаний действительности, то есть признается наличие объективного мира и возможность его точного познания (неточности устранимы).

Начиная с Канта, все чаще истину описывают не столько как объективное, сколько как субъективное состояние. Этому сильно способствовал кризис в физике XIX-XX вв., разрушивший веру в нейтральный статус реальности «теорией относительности» и «квантовой механикой».

Концепции неклассической философии (все они релятивны и вероятностны, ставят истину в зависимость от субъекта):

  • марксизм: истина относительна (с некими элементами абсолютного), субъективна по форме и исторически конкретна (в каждую эпоху и у каждого класса своя), критерий истинности – практика. Здесь были введены варианты понятий: Абсолютная истина – это полное и безупречное соответствие познания познаваемому. Она, как правило, признается недостижимой (пусть и желательной в качестве цели). Религиозные мыслители признают ее синонимом Всевышнего во всей его полноте. Абсолютное (исчерпывающее) познание частичных истин или «элементов абсолютной истины» признают многие, но при этом подчеркивают неисчерпаемость познания в целом. Относительной истиной признается частичное (приблизительное или неполное) соответствие, или соответствие, наблюдаемое при неких специфических обстоятельствах, или соответствие с данной точки зрения. Познание происходит через относительное к абсолютному;

  • семантическое определение истины (Тарский): истинно высказывание, адекватное своему предмету и непротиворечащее другим высказываниям, истинность всего проверяют путем создание абсолютно непротиворечивого метаязыка;

  • когерентная концепция (Нейрат, Карнап): знания должны быть взаимосогласованы без логических противоречий;

  • конвенционалистская концепция (Пуанкаре, Кун): истина – то, что признано (согласовано) научными авторитетами (критерии, которыми руководствуются авторитеты, авторы не сообщают);

  • прагматическая концепция (Пирс, Дьюи): истинно все, дающее уверенность и приносящее успех;

  • феноменологическая концепция (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр): истина ‑ согласованность внутреннего опыта.

Постнеклассические философии проблему истины переносят из гносеологии в социально-политический дискурс (контекст): истина ‑ часть идеологии, и к любым претензиям на абсолютность надо относиться иронично, предпочитая то, что сглаживает социальное напряжение.