Правовая теория Жана Бодена и Томаса Гоббса
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Новое время стало эпохой становления научной картины мира и зарождения философских концепций касающихся теорий происхождения государства и права. Наиболее популярной стала теория «естественных законов», зачатки которой можно обнаружить ещё в трудах античных философов, таких как Аристотел и Цицерон. Попытаемся отследить влияние средневековой теологии на творчество таких великих мыслителей Нового времени как английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) и французского философа Жана Бодена (1530-1596), соотнося понятия божественного и естественного законов в их трудах.
Боден
Как уже было сказано выше, понятие естественного права впервые появилось ещё в античности, но в Новое время его трактовка значительно изменилась, а само понятие превратилось в полноценную теорию происхождения государства и права. На первый план выдвинулась идея о противостоянии человека и власти, в результате которого рождается государство и право. Тем не менее, нельзя не брать во внимания эпоху, предшествующую Новому времени, средневековая теология оказала значительное влияние как на Жана Бодена, так и на Томаса Гоббса.
В своей основной работе
Гоббс
Гораздо сложнее в соотношении божественных и естественных законов в философии Томаса Гоббса, который писал свои труды чуть позже чем Боден, и теологическое влияние на котором отразилось менее явно. Современники даже обвиняли Гоббса в атеизме, что было серьёзным обвинением в те времена. Однако и у Гоббса теологическая составляющая, играла определяющую роль. Для этого приведу отрывок основного труда Гоббса
«Ибо эти предписания суть лишь заключения, или теоремы относительно того, что ведет к сохранению и защите людей, между тем, как закон в собственном смысле означает предписание того, кто по праву повелевает другими. Однако, если мы рассматриваем эти теоремы как возвещенные Богом, повелевающим по праву всем, тогда они правильно названы законами».
Как мы видим, и Гоббс выводит первопричину всех естественных законов в Боге, существование Бога наделяет смыслом естественные законы, по Гоббсу.
Если сравнивать
Тоже самое касается и защиты частной собственности в работах обоих мыслителей. Боден, как и Гоббс, пишет, что Государь обязан обеспечивать безопасность народа и сохранность его собственности, потому что так велит Бог, чьим представителем является монарх.