... > Философия > Правовая теория Жана...

Правовая теория Жана Бодена и Томаса Гоббса

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Боден «Шесть книг о государстве»
Гоббс «Левиафан» политическую философию Таким образом

Новое время стало эпохой становления научной картины мира и зарождения философских концепций касающихся теорий происхождения государства и права. Наиболее популярной стала теория «естественных законов», зачатки которой можно обнаружить ещё в трудах античных философов, таких как Аристотел и Цицерон. Попытаемся отследить влияние средневековой теологии на творчество таких великих мыслителей Нового времени как английского философа Томаса Гоббса (1588-1679) и французского философа Жана Бодена (1530-1596), соотнося понятия божественного и естественного законов в их трудах.

Боден

Как уже было сказано выше, понятие естественного права впервые появилось ещё в античности, но в Новое время его трактовка значительно изменилась, а само понятие превратилось в полноценную теорию происхождения государства и права. На первый план выдвинулась идея о противостоянии человека и власти, в результате которого рождается государство и право. Тем не менее, нельзя не брать во внимания эпоху, предшествующую Новому времени, средневековая теология оказала значительное влияние как на Жана Бодена, так и на Томаса Гоббса.

В своей основной работе «Шесть книг о государстве» Жан Боден, философ использует понятие «божественного закона», и видит его связанным с естественной свободой и законами, он пишет, что естественная свобода, это то, когда один человек не подчиняется другому, а подчиняется лишь Богу. То есть, по Бодену естественный закон и божественный тождественны, и в его работе эти оба понятия практически всегда идут вместе. Также Боден пишет о государственной власти, которая тоже подчиняется лишь Богу и природе. Всё это говорит, о большом влиянии теологии на мысль Жана Бодена.

Гоббс

Гораздо сложнее в соотношении божественных и естественных законов в философии Томаса Гоббса, который писал свои труды чуть позже чем Боден, и теологическое влияние на котором отразилось менее явно. Современники даже обвиняли Гоббса в атеизме, что было серьёзным обвинением в те времена. Однако и у Гоббса теологическая составляющая, играла определяющую роль. Для этого приведу отрывок основного труда Гоббса «Левиафан»:

«Ибо эти предписания суть лишь заключения, или теоремы относительно того, что ведет к сохранению и защите людей, между тем, как закон в собственном смысле означает предписание того, кто по праву повелевает другими. Однако, если мы рассматриваем эти теоремы как возвещенные Богом, повелевающим по праву всем, тогда они правильно названы законами».

Как мы видим, и Гоббс выводит первопричину всех естественных законов в Боге, существование Бога наделяет смыслом естественные законы, по Гоббсу.

Если сравнивать политическую философию Гоббса и Бодена, а именно место в нём божественного/естественного права, то можно найти много схожих вещей. Боден видит главным условием государственного суверенитета, возможность монарха издавать законы, поскольку тот подчиняется только Богу, и только он имеет на это право. Также считает и Гоббс, который во времена Английской буржуазной революции был противником сторонников парламента и выступал за королевскую власть, видя в ней посредника между Богом и народом.

Тоже самое касается и защиты частной собственности в работах обоих мыслителей. Боден, как и Гоббс, пишет, что Государь обязан обеспечивать безопасность народа и сохранность его собственности, потому что так велит Бог, чьим представителем является монарх.

Таким образом, несмотря наступление Нового времени, с его научной картиной мира, в политической философии Гоббса и Бодена, остаётся сильное влияние средневековой теологии, и роль Бога в ней весьма высока.