Предмет и задачи философии права. Понятия «право» и «закон»
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Предмет философии права – изучение сущности права, задача – поиск общего в различных конкретных проявлениях, в том числе исследование права как феномена общественной жизни (с точки зрения потребностей человека и интересов общества, властных отношений, нравственных представлений).
Философия формировалась как становление особого типа словесного творчества, направленного на достижение бытия, но была всегда индивидуальным (а не только общественным) существом. Поэтому философия приобретает характер наиболее глубокого индивидуального творчества, направленного на постановку и решение проблем, далеко выходящих за рамки бытийной индивидуальности. В этом заключается один из парадоксов философии – попытка размышлять о бесконечном, будучи существом конечным.
В философии права исследуется право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления).
Понятие права и закона.
С точки зрения легистского правопонимания (внутри которого тоже имеются различные направления), сводящего право к закону и считающего правом лишь позитивное право (отсюда и "юридический позитивизм" как одно из исторических наименований этого типа трактовки права, хотя точнее было бы говорить здесь о "легистском позитивизме"), право в его различении с позитивным правом — это "естественное право".
Но в самих непозитивистских вариантах правопонимания право (в его различении с законом) обозначается в разных концепциях по-разному: как естественное право, как "природа вещей", как "разумное право", как "философское право", как "идея права" и т. д. Также и закон (в его различении с правом) обозначается то как "волеустановленное право", то как "официальное право", то как "позитивное право" и т. д.
Право — это выражение смысла и принципа правовой свободы индивидов и, следовательно, исходной основы и отличительной особенности всякого права, т. е. это лишь необходимый минимум права, то, без чего нет и не может быть права вообще, в том числе и правового закона.
Основные значения термина «закон» хорошо прописаны в «Защитнике мира» (1324 г.) Марсилия Падуанского.
«подразумевает естественную, определяемую чувствами склонность к тому или иному делу или увлечению»;
«произносится применительно к тому или иному способу действий и вообще ко всякой мысленно существующей форме созидаемых вещей, из которой, как из прообраза или меры, происходят формы творений»;
«для обозначения правила, содержащего предписания, касающиеся деяний, которые люди вершат по собственной воле»;
означает знание или учение, или общее суждение о том, что справедливо и полезно в гражданском обществе и что противоположно этому.
В последнем значении различаются:
Закон «сам по себе, поскольку с его помощью только выявляется, что справедливо или несправедливо, полезно или вредно, и в таком качестве он именуется знанием или учением о праве»;
«предписание, имеющее принудительную силу благодаря наказанию или поощрению, которые надлежит воздавать в настоящем мире, либо он излагается в виде такого предписания; будучи рассмотрен таким образом, он и называется законом в собственном смысле слова», он должен быть оформлен предписание обладающим принудительной силой.
у Спинозы можно выделить следующие понятия:
закон, рассматриваемый абсолютно – закон природы причинно-следственная связь, природная необходимость);
закон в переносном смысле – «образ жизни, который люди предписывают себе или другим ради какой-нибудь цели».