Природа и общество, их взаимодействие. Экологическая проблема и пути ее решения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Природа дает материалы и энергию, поэтому является необходимой средой для существования общества и человека. Различные природные условия могут ускорять или замедлять ход развития общества. Однозначный ответ, какие условия благоприятны, а какие нет ответить нельзя, т.к. хотя первые цивилизации и возникли на Востоке, но человек расселился по всему миру и в т.ч. на территории с суровым климатом, где все силы уходили на выживание. Теплый климат также может не способствовать развитию человека, т.к. нет необходимости бороться за свою жизнь. Теплый климат не делает развитие человека необходимым, поэтому районы тропиков также не развиты, как и крайний север.
Благоприятными можно назвать условия, которые разнообразны и где присутствуют средства сообщения, богатые недра и в т.ч. нормальный климат.
В силу своей цикличности природа определяет и циклы жизни человека, а также его самочувствие. Природа способна уничтожить результаты человеческого труда и она влияет на расселение людей, размещение производства и особенности с/х. по мере развития обществ изменяется и степень воздействия природы на человека.
Природные условия делятся на две группы: естественные богатства средств производства (наибольшее значение имеют на ранних стадиях развития человека) и естественные богатства средств труда – имеют значение на более поздних этапах развития.
Современное общество не получает все продукты непосредственно от природы, тогда как есть невоспроизводимые ресурсы (недра), которые человеку необходимы. Но возможность определенные вещи конструировать без помощи природы не означает того, что природа в меньшей степени влияет теперь на общество.
В целом в истории принято выделять следующие типы отношения человека к природе:
На ранней языческой фазе космос кажется миниатюрным, а земля единственным обитаемым миром. Человек не осознает природу как нечто вне его лежащее и не противопоставляет себя природе. Природа в целом не воспринимается: нет пейзажной живописи и лирики природы. При таком отношении к природе характерен политеизм.
Возникновение монотеизма повлекло появление «борческой фазы» в природе, т.е. когда человек игнорирует природы и не проявляет к ней интереса. Рост личности приводит к пониманию человеком его возможности совершенствоваться, а природа не подает признаков развития и кажется статичной. Природоборческая тенденция пришла в средний века вместе с христианством и отождествлялась с неким врагом.
Следующая эпоха – господство науки: человек отказывается от преодоления природных элементов в самом себе т обосновывает утилитарный подход к природе. Т.е. природа становится объектом научного исследования и покорения. Наиболее резкие противоречия наблюдались с ХVIII по ХIХ вв.
К концу ХIХ в. появляется эстетическая любовь к природе, о чем свидетельствует искусство. В ХХ в. Появилась и физическая любовь к природе, проявляемая в виде туризма, пляжного отдыха и т.п.
По эволюции одежды можно сказать, что до первой мировой войны человек боялся природы (неприлично было выйти на улицу без перчаток), после войны к одежде стали относится проще.
Экологическая проблема — деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности.
Пути решения:
Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;
Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;
Экологическая безопасность населения;
Создание особо охраняемых территорий.