1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ПРИРОДА И ПОЗНАНИЕ, ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В ФИЛОСОФИИ ФРАНЦУЗСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА XVIII В

Природа и познание, человек и общество в философии французского материализма XVIII в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

В эпоху Просвещения Причиной возникновения «общего» Гольбах Чувственность против религии и современного им общества
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В эпоху Просвещения (XVIII в.) особое место в философии занимает материалистическое мировоззрение французских мыслителей — Ламетри, Гельвеция, Дидро, Гольбаха и др. Характер их метафизики обусловлен общей критикой феодального общества, «не соответствующего человеческому разуму», и утверждением новых незыблемых — буржуазных — порядков, которые должны отражать вечную и неизменную природу человека. При этом они опирались на достижения естествознания, механики и математики, учения Галилея, Декарта, Ньютона и английских эмпириков.

Исходной точкой теории познания практически всех материалистов является признание независимой от сознания материальной действительности и построения знания из ощущений, полученных в результате воздействия вещей на сознание. Считалось, что аппарат, принимающий воздействие внешних предметов, — это мозг, отражающий их подобно воску (Дидро). Поэтому деятельность мышления полностью зависит от ощущений; мышление и есть «переработанное ощущение». Нет различия между чувственностью и мышлением.

Причиной возникновения «общего» (идей) является слово, оно «отвлекает» от множества свойств предмета одно либо другое и выражает то, что характерно для множества явлений. Это концептуалистическая точка зрения. Ясно, что истину французские философы мыслят как соответствие представления с предметом, установленное на основе опыта-эксперимента. Истина понимается с точки зрения ее «полезности» для человека.

Говоря о познании сущности мира, «тайных сил» природы, они высказывали различные предположения: «Не существует ничего, понимание чего превосходит наши силы» (Гельвеций); «То, что для наших предков являлось сверхъестественным, для нас — простое и естественное, а наши потомки сумеют познать то, что для нас сегодня непознаваемо» (Гольбах); «В процессе познания человеческое сознание идет от познания явлений к познанию их причин, а от них — к познанию их сущности» (Ламетри).

В онтологии французские материалисты главное внимание уделяют проблемам природы и места человека в мире. Природа — материальна, она есть субстанция, основа всего, содержащая все: Для нее характерны действенность, сила, активность. Она сама себе причина. Признается, что духовной субстанции не существует.

«Есть только духовные явления без их носителя». По мнению Гольбаха, вещи состоят из атомов, свойствами которых являются протяженность, непроницаемость, движение, вес, фигура. Друг от друга они не отличаются качественно, и если предметы многообразны, то это определено движением и соединением атомов. Напротив, согласно Дидро, различие и особенности предметов можно объяснить не качественно тождественными атомами, а количественно различными элементами.

Итак, основной признак, основная идея материализма этого периода заключается в признании чувственности не только основой сознания, но и свойством, присущим всей материи, всем материальным явлениям. Чувственность — одно из свойств неорганической природы. Она инертна в них, но становится активной в человеке. Весь мир более или менее одушевлен (Дидро). Механистическая точка зрения Декарта доводится до крайности в теории Ламетри. Машиной является не только животное, но и человек.

Вся деятельность французских материалистов направлена против религии и современного им общества. Религия есть суеверие, она основана на невежестве людей. Ее подлинная причина — страх, бессилие перед стихией природы (Гольбах).

Нравственность человека определяется его природой, организацией. Человек от природы добр и справедлив. Только среда и воспитание могут изменить его. Уродливый политический строй искажает заложенные в природе человека добро и справедливость (Дидро). Все эти идеи отражают миросозерцание прогрессивного общества XVIII в.