1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ПРОБЛЕМА АНТРОПОГЕНЕЗА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ АНТРОПОГЕНЕЗА

Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

Антропогенез Креационистская концепция Дарвин дарвинизм Эволюционная концепция антропогенеза Игровая модель Хейзинга
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Антропогенез — учение о происхождении человека.

Креационистская концепция: до XIX в. в европейской мысли господствовала концепция, согласно которой мир появился в результате акта божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и стало...». Это же относится и к акту творения человека. Согласно этой концепции, мир не имеет развития и истории. Но здесь отсутствует главное, что делает теорию научной — объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека.

Интенсивное научное осмысление проблемы антропогенеза началось в XIX в. И главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории.

Естественнонаучные предпосылки возникновения эволюционной теории Дарвина: 1)теорию эволюции геологических формаций Геттона: повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других 2)космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы (гипотеза Лапласа). 3)концепция эволюции живой природы Ламарка

Дарвин в 1859 г. опубликовал «Происхождение видов путем естественного отбора», вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. А в 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин выдвинул гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. Дарвин преодолел однолинейный детерминизм Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности, и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет эти новые признаки и особенности. Под воздействием естественного отбора выживает сильнейший. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки. Это и ведет, в конечном счете, к образованию новых видов.

Но, Дарвин не смог включить в нее влияние социального фактора на его развитие, и отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза. Это было учтено Энгельсом в Трудовой теории антропогенеза.Труд не отменяет действия биологических законов, но он преобразовывает характер действия естественного отбора. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы. Любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки и способ мышления. они же являются и основным способом передачи этого социального опыта, т.е. лежат в основе новой — социальной формы наследования. Было показано, что становление человека и общества — это взаимосвязанный процесс, — процесс антропосоциогенеза, и важнейшая роль в нем принадлежит трудовой деятельности.

Мутационная теория эволюции: новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это возникновение никак не связано с естественным отбором.

Синтетическая теория эволюции (или обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение в мире среди биологов уже в 40-х гг.

В настоящее время возникает много других направлений, например неокатастрофизм - основное значение в смене форм жизни на Земле имеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами.

Теорию самоорганизации систем (синергетика - принцип самоорганизации как движущей силы развития любых открытых неравновесных систем; При этом выбор конечного состояния системы после скачка (флуктуации), согласно этой теории, носит случайный характер.

Эволюционная концепция антропогенеза Пьера Тейяра де Шардена. С его точки зрения, переход к «феномену человека» определяется внутренними силами самого организма будущего Homo sapiens. Появление Homo sapiens — это скачок в антропогенезе. Появление человека — процесс коллективный и «первым человеком» является и может быть только множество людей».

Игровая модель Хейзинга («Человек играющий» Homo ludens): архаическая культура и формы культ. творчества обязаны своим происхождением не труду, а игре. Подобно тому, как ребенок приобщается к миру взрослых через игру, играя, человечество вступило в новую историю.