... > Философия > Проблема истины и...

Проблема истины и ее критериев

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Истина критерий истины истинного и ложного знания прагматический критерий истины
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Истина – это адекватная информация о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности.

Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Форму выражения объекта истины, зависящую от конкр. историч. условий, хар-зующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относит. истиной. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении наз. абсолютной истиной

Важным вопросом гносеологии является проблема различения истинного и ложного знания. Если процесс познания сводится лишь к чувственному отражению, то критерием истины выступает чувственная достоверность того, что воспринимается и того и что мыслится. Если познание сводится к логическому отражению, то истинным будет знание, которое логически непротиворечиво. Однако указанные критерии истинного знания ограничены.

Декарт, Спиноза, Лейбниц - критерий истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное. Выдвигался и такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Существует и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.(полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединено со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные. В середине 19 века стало ясно, что критерием истинного знания может выступать практика, которая включает в себя и чувственное и логическое познание.

Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.