1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ И ЕЁ КЛАССИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ИСТИНЫ. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЗНАНИИ. ИСТИНА И ПРАВДА

Проблема истины в философии и её классическая интерпретации. Особенности научной истины. Проблема истины в социальном познании. Истина и правда

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

Истина принципы классической концепции истины Особенности научной истины Проблема истины в социальном познании Правда
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Истина — качественная характеристика мысли, представления или суждения, которая позволяет считать их знанием. Истиной также может называться само знание или сама познанная действительность. Противоположным истине является понятия лжи.

Уже в античности (начиная с Аристотеля) складывается классическая концепция И, которая в последующем стала доминирующей в теории познания. Стержень классической концепции И - принцип соответствия знания.

Основные принципы классической концепции истины: действительность не зависит от мира знания; между нашими мыслями и действительностью можно установить однозначное соответствие; существуют критерии установления соответствия мыслей действительности; 4)сама теория соответствия логически непротиворечива.

В реальном опыте классическая концепция истины. столкнулась со значительными трудностями: понятием действительности (ее природой); проблемой соответствия наших знаний действительности; проблемой критерия И; характером логических противоречий в структуре классической концепции И. и т.д.

Классического понимания истины придерживались Локк, Спиноза, Гегель. Платон и Аристотель являются родоначальниками древнейшей, класс. концепции И. – И. есть соответствие мыслей действительности.

Разрешение этих и других проблем классической концепции И. требовало дальнейшего развития и новых решений вопроса об И., в результате чего в философском знании сформулированы новые концепции И., связанные с уточнением и развитием основных характеристик И. и ее соответствия её объективному миру. Неклассические концепции указывают на такие свойства И., о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.

Особенности научной истины. Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Ведь существует же поговорка: «Может, это и верно в теории, но не годится для практики». Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, т.е. результативно осуществлено в практике.

Проблема истины в социальном познании: Невозможность давать однозначные ответы на вопросы, которыми занимается социальная наука, связана с принципиальной эмпирической несопоставимостью различных теоретических конструкций. Это приводит к попыткам охватить все предметное поле социального знания с помощью одного принципа, который К. Маркс в конечном счете видел в экономике, немецкий социолог рубежа XIX-ХХ веков М.Вебер - в рациональности.

Правда — это истина, которая выражает или затрагивает чьи-либо интересы, иными словами, это И. ценность. Если правда соответствует интересам (является положительной И.-ценностью), то за нее борются, ее отстаивают, защищают, распространяют. Если она противоречит интересам (является отрицательной И.-ценностью), то против нее борются, и пыт. скрыть.

В общей философии под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической. В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости, а также в рамках разведения полезности и бесполезности (эффективности и неэффективности).