... > Философия > Проблема истины в...

Проблема истины в познании. Классическая концепция истины и ее альтернативы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Проблема истины Аристотелем классической концепции научная истина научное знание
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. Аристотелем была предпринята попытка специального анализа проблемы истины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употребляться для характеристики не вещей и предметов, а знаний о них. Истинны не вещи, а только наши знания. Причем истина понималась Аристотелем как знание, которое логически и содержательно соответствует действительному положению вещей.

Именно это понимание положено в основание классической концепции истины, согласно которой она интерпретировалась как соответствие знаний познаваемой действительности. Возникнув в античный период, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания.

В качестве основоположений классической концепции истины выделяют следующие:

  • действительность, которая как предмет познания в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания;

  • существует принципиальная возможность установить однозначное соответствие между знанием и действительностью;

  • имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позволяющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью;

  • классическая концепция истины является логически непротиворечивой системой знания.

Специального исследования заслуживает научная истина, которая имеет свою специфику, отличающую ее от истин, полученных в формах обыденного познания.

Научная истина (альтернатива классической) — это такое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода:

  • соответствовать исследуемой предметной области;

    быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности.

Важно подчеркнуть, что истинное научное знание должно быть сформулировано в виде логически непротиворечивой, эмпирически обоснованной и принципиально проверяемой системы знания. Вместе с тем научная истина, особенно в социально-гуманитарном познании, должна рассматриваться и исследоваться в контексте доминирующих социальных ценностей и универсалий культуры.