... > Философия > Проблема метода познания...

Проблема метода познания в учениях Ф. Бэкона и Р. Декарта

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

изменения и в социальной сфере Механическая картина мира стала 4 группы таких «идолов» Рене Декарт 4 правила своего метода Френсис Бэкон
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

XVII век, век великих философских систем, век механической картины мира и классического рационализма. Возникали великие философские системы XVII в. (Р.Декарта, Т.Гоббса, Б.Спинозы, Г.Лейбница). Среднюю Европу разрушила 30-летняя война (1618 1648). Испания находилась под мрачным господством Филиппа, Франция под диктатом Мазарини и Ришелье, Англия прошла через революцию и правление Кромвеля.

XVII век время развития мануфактурного производства, национального рынка, зарождения и развития капитализма. Это связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда, с переходом цивилизации традиционного типа к техногенной цивилизации.

Происходят изменения и в социальной сфере: феодальные княжества превращаются в централизованные буржуазные государства, появляются новые формы публичной власти. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Именно в этом веке были использованы великие географические открытия века XVI.

Бурно развивается наука(оказывает огромное влияние на философию) и техника, прежде всего математика (геометрия) и экспериментально-математическое естествознание (период научной революции). Научные открытия и технические изобретения, сделанные в этом веке: Кеплер построил телескоп, Напер открыл логарифмы, Гильберт электричество, Декарт аналитическую геометрию; Ньютон открыл закон всемирного тяготения.

Успехи классической механики привели к тому, что устройство Вселенной рассматривалось по аналогии с устройством гигантского часового механизма. Такое метод использовался и для объяснения общ-ва, гос-ва, права и самого человека. Механическая картина мира стала господствующей в XVII веке.

Идея философии XVII века идея единства философии и науки, т.е. философия способна стать наукой (по степени рациональности, научности равной геометрии) и должна ею стать.

Существовала проблема поиска метода объективного познания природы. Решение этой проблемы привело к формированию двух основных методов, определивших развитие европейской науки XVII - XVIII вв. К ним относятся индуктивно-эмпирический метод Френсиса Бэкона и рационально-дедуктивный метод Рене Декарта.

Британский философ Френсис Бэкон сформулировал важнейшие принципы, характерные для философии Нового времени. Считал, что философия должна носить, прежде всего, практический характер. Высшая цель науки господство человека над природой, а господствовать над природой можно только подчиняясь ее законам. На этом пути человек сталкивается с многочисленными препятствиями («идолами»), мешающими его продвижению к истине. Есть 4 группы таких «идолов»:

  • идолы рода - ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей, т.е. предполагает в вещах больше порядка и единообразия, чем есть на самом деле;

  • идолы пещеры - ошибки индивидуального характера, зависящие от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей;

  • идолы рынка - привычка пользоваться общераспространенными представлениями о мире без критического к ним отношения;

  • идолы театра - слепая вера в авторитеты.

Французский философ Рене Декарт видел первоочередную задачу философии своего времени в построении нового фундамента в познании мира. Он предложил совершенно иной, противоположный бэконовскому способ ее решения. В работе «Рассуждение о методе» он ориентируясь на математику, формулирует 4 правила своего метода:

  • принимать за истину то, что ум видит ясно и отчетливо, и что не подлежит сомнению (интеллектуальная интуиция);

  • делить каждую проблему на столько частей, сколько нужно для быстрого ее разрешения;

  • решать проблемы, начиная с наиболее простых и общих, постепенно восходя к наиболее сложным (дедукция);

  • делать перечни полными и всеохватывающими, чтобы не пропустить ни одного звена в логической цепи.

Учитывая, сколько ложных мнений человек принимает за истину, Декарт сомневается во всем: в предшествующих истинах философии, науки, здравого смысла, даже в существовании вещей внешнего мира и т.д. Сомнение Декарта это как методологический прием, с помощью которого философ ищет истину: то, в чем нельзя усомниться.

Несомненным для него оказывается его сомнение. Именно сомнение как акт мышления и подтверждает существования человека: «Я мыслю, следовательно, я существую» Опираясь на это положение, Декарт далее доказывает существование внешнего мира, других людей и Бога.

Таким образом, Декарт является родоначальником классического рационализма. В борьбе эмпиризма и рационализма более успешным оказался последний.

Netology

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748