... > Философия > Проблема отношений человека...

Проблема отношений человека и космоса в эллинистической философии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Проблема человека школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев Хронологически эллинизм Этика Эпикура Этика стоиков Пример колоды флэш-карт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить
Проблема отношений человека и космоса в эллинистической философии

Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существовании всего общества.

Эллинизм, охватывающий период от А.Македонского и до падения Римской империи, определяет характер развития философской этики в тот период. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы, развились те или иные аспекты достижений прежнего периода, происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Ф. сосредотачивалась на субъективном мире человека.

Примерно во времена Македонского были основаны 4 философские школы: киников, скептиков, стоиков и эпикурейцев.

В период эллинизма идет процесс отчуждения человека от гос-ва. Нарушение общинных связей, переселение, широкое общение друг с другом представителей разных народностей определили появление идеологии космополитизма.

На исходе эллинизма возник неоплатонизм и стал философским мостом от античности к средним векам. После создания империи греч. культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление новой эпохи, получившей название эллинизма, т. е. эпохи распространения греч. культуры на всей территории державы А.Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило её соединение с вост. культурами. Именно этот синтез греч. и вост. культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Её образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греч. системы образования.

Хронологически эллинизм охватывает истор. период от смерти Македонского в 323 г. до н. э. и до 31 г. до н. э.- присоединения Египта к Римской империи. Это довольно продолжительный период времени, в течении которого греч. культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии. Осн. черты: распад полисной системы и наступление эпохи империй, в результате чего индивид оказывается вырван из привычной и обозримой обстановки полиса и выброшен на необъятные имперские просторы. Эта смена обстановки заставит человека замкнуться в собственном внутр. мире и рассматривать внешнюю реальность как источник непредсказуемых и враждебных событий. Происходит углубление представлений о личности, развитие самостоятельности индивида.

Этика Эпикура исходит из положения, что для человека первое и прирожденное благо есть удовольствие, понимаемое как отсутствие страдания, а не преимущественное состояние наслаждения. Именно посредством освобождения от них и достигается цель счастливой жизни - здоровье тела и отсутствие волнений, полная безмятежность духа. Страдания души Эпикур считал гораздо худшими в сравнении со страданиями тела.

Этика стоиков, которые опирались на учение Гераклита: мир целиком есть единое тело, живое , насквозь пронизанное одушевляющим его телесным дыханием. Наиболее полно эта противоположность проявилась в вопросе о понимании свободы и высшей задачи человеческой жизни. Если эпикуреизм пронизан пафосом свободы и стремится вырвать человека из "железных оков необходимости", то для стоицизма необходимость непреложна, и избавление от необходимости (свобода в смысле эпикуреизма) невозможно. Судьба "ведет" того, кто неразумно и безрассудно ей противится. Мудрец стремится вести жизнь, согласную с природой, и для этого руководствуется разумом. Настроение, в котором он живет, есть смирение, покорность неотвратимому. Именно со стоицизмом связывается афоризм "Философия ест наука умирать". Но несмотря на такой явный пессимизм этика стоиков ориентирована на альтруистический принцип долга и бесстрашия перед ударами судьбы, в то время как идеал эпикуреизма эгоистичен, несмотря на свою утонченность и "просвещенность".

Таким образом, в этике эллинизма, когда жизнь общества подвергалась всевозможным соц. потрясениям, отмечается своеобразие школ и направлений, несмотря на значительные различия, они преследуют одну и ту же цель: оградить человека от разрушительного воздействия внешнего мира, приведя его в состояние невозмутимости, которое не могут нарушить никакие удары судьбы. Эпикур определяет критерий счастья человека удовольствием, степенью свободы его от всевозможных страхов и независимостью от судьбы, то стоики не принимают такой свободы, т.к. судьба человека предопределена, поэтому ему лучше повиноваться, не противиться ей. И у стоиков, и у эпикурейцев на первом месте стоят вопросы, связанные с человеком и этикой. Скептики не приемлют взглядов ни Эпикура, ни стоиков: мир непознаваем вообще, - и предпочитают за лучшее воздерживаться от всяких суждений. Киники отказываются и от духовных, и матер. устремлений.

Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка ❗️