Проблема отношений человека и космоса в эллинистической философии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Эллинизм, охватывающий период от А.Македонского и до падения Римской империи, определяет характер развития философской этики в тот период. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы, развились те или иные аспекты достижений прежнего периода, происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Ф. сосредотачивалась на субъективном мире человека.
Примерно во времена Македонского были основаны 4 философские
В период эллинизма идет процесс отчуждения человека от гос-ва. Нарушение общинных связей, переселение, широкое общение друг с другом представителей разных народностей определили появление идеологии космополитизма.
На исходе эллинизма возник неоплатонизм и стал философским мостом от античности к средним векам. После создания империи греч. культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление новой эпохи, получившей название эллинизма, т. е. эпохи распространения греч. культуры на всей территории державы А.Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило её соединение с вост. культурами. Именно этот синтез греч. и вост. культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Её образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греч. системы образования.
Таким образом, в этике эллинизма, когда жизнь общества подвергалась всевозможным соц. потрясениям, отмечается своеобразие школ и направлений, несмотря на значительные различия, они преследуют одну и ту же цель: оградить человека от разрушительного воздействия внешнего мира, приведя его в состояние невозмутимости, которое не могут нарушить никакие удары судьбы. Эпикур определяет критерий счастья человека удовольствием, степенью свободы его от всевозможных страхов и независимостью от судьбы, то стоики не принимают такой свободы, т.к. судьба человека предопределена, поэтому ему лучше повиноваться, не противиться ей. И у стоиков, и у эпикурейцев на первом месте стоят вопросы, связанные с человеком и этикой. Скептики не приемлют взглядов ни Эпикура, ни стоиков: мир непознаваем вообще, - и предпочитают за лучшее воздерживаться от всяких суждений. Киники отказываются и от духовных, и матер. устремлений.