Проблема познаваемости мира
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Гносеология – теория познания, философская дисциплина, изучающая основания и природу познания, его возможность и условия достоверности.
Познание - духовно-творческая деятельность человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о окружающей действительности. В процессе познания объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, тем самым приобретается статус знания.
Познание ориентируется на: решение конкретных жизненных проблем, выявление устойчивых сущностных связей мира, накопление личного духовного опыта, в том числе самопознания.
Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная.
Основные ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ подходы к познаваемости мира:
познавательный оптимизм, основанный на вере в достижимость соответствия знаний действительности (большинство философов от Платона до Маркса);
агностицизм (он же «познавательный пессимизм») – мир непознаваем (Юм, Кант и многие философские школы современности);
скептицизм ‑ все сомнительно, ко всему надо относиться с недоверием, иронией и самоиронией (Пиррон, Секст-Эмпирик, Ротри).
Основные ИСТОРИЧЕСКИЕ подходы к решению проблемы познаваемости мира:
Древние философы стремились познать мироздание, считая его познаваемым;
В Средневековье: познание в рамках веры, источник истины – ниспосланные Господом озарения, но разум иногда признавался надежным (дарованным Богом) средством отыскания и обоснования истин;
В новое время познание по преимуществу сводилось к экспериментированию, тщательному сбору и систематизации фактов с целью обнаружения свойств и закономерностей, присущих всем предметам или процессам соответствующего рода (вида, типа). А для объективности (достоверности, точности) познания ‑ достаточно освободиться от индивидуальных и групповых пристрастий;
Современная неклассическая гносеология признает познание продуктом взаимодействия объекта и субъекта. Этот продукт исторически изменчив, все истины относительны, а субъективные пристрастия и выдумки неустранимы.
А потому нынешняя гносеология изучает бесконечно разнообразные формы и методы взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта. Где субъект ‑ индивид или исследовательская группа (коллектив). Объектом же может быть все, что угодно (вещь, организм, процесс, взаимодействие, система, мышление) – в том числе сами познающие субъекты. Понятие «предмет познания» обычно обозначает нечто более узкое (конкретное), чем «объект познания» - например, «фрагмент объекта». Под «диалектикой субъекта и объекта познания» понимаются их взаимные влияния (взаимопереходы, взаимоотражения).