1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ МОРАЛИ И ПРАВА

Проблема соотношения морали и права

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Проблемы правового государства полноценного государственного правосознания Гражданское общество идеи свободной личности христианская идея свободы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Проблемы правового государства, гражданского общества, отношений граждан и государства весьма важны и актуальны, особенно на современном этапе развития России. Именно поэтому такое значение имеет единство морали и права как ключ к решению вопросов, возникающих в связи с этими проблемами.

Здоровое государство не может существовать без полноценного государственного правосознания. На рубеже XX-XXI веков, когда все более актуальной становится идея правового государства, проблема правосознания приобретает особое значение, ибо лишь здоровое правосознание обеспечивает существование истинно правового государства, и лишь в правовом государстве может полноценно развиваться нормальное правосознание.

Гражданское общество оформляется как система гражданских прав и свобод, а его развитие может быть представлено как история борьбы за их расширение и закрепление. Его успешность обеспечивается системой неполитических институтов (общественные объединения, средства массовой информации, местные органы самоуправления, церковь, профсоюзы). Основным инструментом, ограничивающим государственную власть, выступает система права, закрепленного в законодательстве. Взаимно упорядочивая индивидуальные и общественные интересы, гражданское общество противостоит не только всевластию государства, но и анархии.

В России идеи свободной личности долгое время не существовало: не личность, а государство начало преобразовывать традиционное русское общество в гражданское в XIX веке. Процесс построения гражданского общества под эгидой государства нашел свое отражение в русском либерализме, отличающемся от западного варианта. Данная особенность была отмечена еще такими представителями отечественного либерализма, как К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, которые отмечали, что помимо «уличного» оппозиционного либерализма существует и более подходящий для России охранительный (конструктивный) либерализм, готовый сотрудничать с властью для успешного проведения реформ. Правовое государство основано на признании человеческой личности — духовной, свободной, полномочной, управляющей собою в душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Традиция развития гражданского общества не вопреки государству, а совместно с ним отражена у И.А. Ильина под названием «свободная лояльность», что означает борьбу за гражданские права и свободы при соблюдении существующих законов. Гражданин должен добровольно вменить себе законы государства, стараться правильно понимать и исполнять их.

Еще Г. Гегель, из учения которого многое почерпнул И.А. Ильин, полагал, что через право формируются условия свободы человека, ее границы фиксируются в правовых пределах — свобода отличается от произвола тем, что фиксируется в рамках права: «Будь лицом и уважай других в качестве других лиц». Дальнейшее развитие свободы человека осуществляется в сфере индивидуальной морали и в сфере нравственности, включающей семью, гражданское общество, государство. В гражданском обществе имеет место столкновение частных интересов, только государство способно примирить противоречия в гражданском обществе, создает необходимые условия свободы личности, обеспечивает правовую свободу граждан; лишь в обществе человек становится индивидом и реализует свою внутреннюю свободу на основании внешней свободы, гарантированной государством. Наличие идеи государства Гегель констатирует лишь у развитых европейских государств современной ему эпохи, являющихся конституционными монархиями, в которых реализована христианская идея свободы (обычно в варианте протестантизма), достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительство и конституционное правление, то есть имеются черты правового государства.