Проблема единства и многообразия мировой истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Понятие социальной синергии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
В настоящее время существуют две основные концепции истории. Одна из них - марксистская. В ней выделено в качестве стадий развития человечества согласно одним представлениям пять, согласно другим - шесть общественно-экономических формаций (первобытная, азиатская, античная, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Именно эту концепцию имеют в виду, когда говорят о формационном подходе к истории. Другую принято именовать концепцией постиндустриального общества (Белл, Тоффлер, Кан); ее сторонники выделяют в истории человечества три стадии: (1) традиционного (аграрного) общества, (2) индустриального (промышленного) общества и (3) постиндустриального (сверхиндустриального, сервисного, информационного, технотронного и т.п.) общества.
В нашей исторической науке долгое время (не без принуждения сверху) безраздельно господствовало унитарно-стадиальное понимание истории в его марксистском, формационном варианте. В настоящее время многие наши историки его отвергают. Они противопоставляют ему иное, заимствованное с Запада, понимание истории, которое обычно именуют цивилизационным. Человечество подразделяется на несколько совершенно автономных образований, каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Каждое из этих исторических образований возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет. На смену погибшим образованиям приходят новые, которые совершают точно такой же цикл развития. История человечества, таким образом, раздроблена не только в пространстве, но и во времени. Существует множество исторических образований и, соответственно, множество историй. Вся история человечества есть бесконечное повторение множества одних и тех же процессов, есть совокупность множества циклов.
Существуют два основных подхода к решению вопроса о направленности истории: линейный и нелинейный.
Нелинейные интерпретации истории уходят корнями в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Она воплотилась в философско-исторических концепциях в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса. Одним из первых попытался ее теоретически обосновать итальянский философ ХVIII в. Дж. Вико, выделивший в истории человечества три эпохи – божественную, героическую и человеческую.
Философско-исторических концепций: 1)концепции культурно-исторических типов Данилевского, которые «нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают», совершая тем самым замкнутый цикл развития; 2) циклическая модель социодинамики отчетливо проступает в концепции «морфологии культуры» немецкого философа и культуролога начала ХХ в. Шпенглера, который также признает близость истории общества природной истории (развитию животного, дерева, цветка; 3) модель циклического развития лежит в основе концепции локальных цивилизаций Тойнби, в которой основными этапами социодинамики являются «возникновение – рост – надлом – распад».
Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия «регрессизма» и «прогрессизма». Общие для них: констатация направленности и поступательности социально-культурного развития общества, различным же - вектор этой направленности и характер смены качественных состояний социодинамики.
Регрессизм - появляется в древнем мире и выражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к новому обществу периода цивилизации.
Прогрессизм - сводится к утверждению, что человечество - нечто абстрактное и безответственное, не существовавшее до тех пор, пока его не выдумали, - не только движется по пути прогресса, что очевидно, но и обязано по нему двигаться.
Социальная синергия – это пространство самоорганизации людей в процессе их совместной деятельности, в котором проявляют себя процессы саморегуляции и саморазвития. Сохраняя объективную природу, синергия в обществе одновременно оказывается итогом сопряженных стремлений и действий участников социальных отношений.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.