... > Философия > Проблема единства и...

Проблема единства и многообразия мировой истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Понятие социальной синергии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

две основные концепции истории линейный и нелинейный. Нелинейные интерпретации Линейные интерпретации истории Регрессизм Прогрессизм Социальная синергия
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В настоящее время существуют две основные концепции истории. Одна из них - марксистская. В ней выделено в качестве стадий развития человечества согласно одним представлениям пять, согласно другим - шесть общественно-экономических формаций (первобытная, азиатская, античная, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Именно эту концепцию имеют в виду, когда говорят о формационном подходе к истории. Другую принято именовать концепцией постиндустриального общества (Белл, Тоффлер, Кан); ее сторонники выделяют в истории человечества три стадии: (1) традиционного (аграрного) общества, (2) индустриального (промышленного) общества и (3) постиндустриального (сверхиндустриального, сервисного, информационного, технотронного и т.п.) общества.

В нашей исторической науке долгое время (не без принуждения сверху) безраздельно господствовало унитарно-стадиальное понимание истории в его марксистском, формационном варианте. В настоящее время многие наши историки его отвергают. Они противопоставляют ему иное, заимствованное с Запада, понимание истории, которое обычно именуют цивилизационным. Человечество подразделяется на несколько совершенно автономных образований, каждое из которых имеет свою собственную, абсолютно самостоятельную историю. Каждое из этих исторических образований возникает, развивается и рано или поздно с неизбежностью гибнет. На смену погибшим образованиям приходят новые, которые совершают точно такой же цикл развития. История человечества, таким образом, раздроблена не только в пространстве, но и во времени. Существует множество исторических образований и, соответственно, множество историй. Вся история человечества есть бесконечное повторение множества одних и тех же процессов, есть совокупность множества циклов.

Существуют два основных подхода к решению вопроса о направленности истории: линейный и нелинейный.

Нелинейные интерпретации истории уходят корнями в глу­бокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «ко­лесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Она воплотилась в философско-исторических концеп­циях в форме цивилизационно-циклической модели историческо­го процесса. Одним из первых попытался ее теоретически обосновать итальянский философ ХVIII в. Дж. Вико, выделивший в истории человечества три эпохи – божественную, героическую и человеческую.

Философско-исторических концепций: 1)концепции культурно-исторических типов Данилевского, которые «нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют и умирают», совершая тем самым замкнутый цикл развития; 2) циклическая модель социодинамики отчетливо проступает в концепции «морфологии культуры» немецкого философа и культуролога начала ХХ в. Шпенглера, который также признает близость истории общества природной истории (развитию животного, дерева, цветка; 3) модель циклического развития лежит в основе концепции локальных цивилизаций Тойнби, в которой основными этапами социодинамики являются «возникновение – рост – надлом – распад».

Линейные интерпретации истории представлены в двух основ­ных моделях, получивших названия «регрессизма» и «прогрессизма». Общие для них: констатация направлен­ности и поступательности социально-культурного развития общес­тва, различным же - вектор этой направленности и характер смены качественных состояний социодинамики.

Регрессизм - появляется в древнем мире и выражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к новому обществу периода ци­вилизации.

Прогрессизм - сводится к утверждению, что человечество - нечто абстрактное и безответственное, не существовавшее до тех пор, пока его не выдумали, - не только движется по пути прогресса, что очевидно, но и обязано по нему двигаться.

Социальная синергия – это пространство самоорганизации людей в процессе их совместной деятельности, в котором проявляют себя процессы саморегуляции и саморазвития. Сохраняя объективную природу, синергия в обществе одновременно оказывается итогом сопряженных стремлений и действий участников социальных отношений.