Проблемы научного познания в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Философия Нового времени зарождается в XVII в. в Англии и Франции. В этот период происходит становление буржуазного общества. Бурно развивающееся производство начинает нуждаться в научных рекомендациях и тем самым стимулирует развитие науки. Авторитет науки в обществе резко возрастает. Изменившееся отношение к науке выразил английский философ Фрэнсис Бэкон в афоризме: «Знание сила».
Вследствие повысившегося авторитета науки в философии на первый план выходят проблемы гносеологии (теории познания). Философов начинают интересовать вопросы о том, что является источником и главным средством познания – органы чувств или разум, каким научным методом нужно пользоваться, чтобы получить истинные знания. При ответе на эти вопросы возникли такие философские учения, как эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм – это философское учение, считающее чувственный опыт человека исчерпывающим источником познания окружающего мира. Сторонники эмпиризма (Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) критически относились к познавательным способностям разума, так как разум склонен к заблуждениям, суевериям, стереотипам мышления. Эмпирики акцентировали внимание на экспериментальных методах исследования природы. Полученный в результате опытов и экспериментов материал подлежал обработке методом индукции (от частных фактов – к общим выводам).
Рационализм – философское учение, считающее разум источником и главным средством познания. Родоначальник – французский учёный, философ Рене Декарт. Он полагал, что истина не может быть из опыта, на основе чувственного познания, так как оно часто ошибается и обманывает человека. Истина может быть выведена только из разума, потому что разуму присущи врождённые, доопытные идеи, основываясь на которые люди должны построить систему философских и научных знаний, пользуясь дедуктивным методом (умозаключения делаются от общего к частному).
Эмпиризм и рационализм оказали большое влияние на развитие научного познания. Благодаря усилиям представителей эмпиризма и рационализма разум начинает возвышаться над верой, философия – над религией, что привело к большим изменениям в общественной жизни, в том числе и в философии.