... > Философия > Проблемные ситуации в...

Проблемные ситуации в науке

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Проблема Проблемные ситуации Выход из проблемной ситуации Глобальные Локальные
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Процесс познания можно представить как гносеологическую цепочку:

Вопрос–проблема–гипотеза–теория

Проблема – это совокупность суждений, включающих в себя как ранее установленные факты, так и суждения об еще не познанном содержании объекта. Установка и решение проблемы является средством получения нового знания.

Проблемное осмысление предполагает выдвижение гипотезы (предположения) – это рож умозаключения, посредством которого происходит выдвижение какой-либо догадки, предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений.

Условия обоснованности гипотезы (Лейбниц): гипотеза наиболее вероятна, если

- чем более она проста

- чем больше явлений м/б ею объяснено

- чем лучше она помогает предвидеть новые явления

Проблемные ситуации:

  • Являются необходимым этапом в научном познании;

  • Фиксируют противоречия между старым и новым знанием;

  • Указывают на недостаточность и ограниченность прежней стратегии научного исследования;

  • Культивируют эвристический поиск.

Симптоматика проблемной ситуации проявляется при возникновении контрпримеров, которые влекут множество вопросов и рождают сомнения, неуверенность и неудовлетворенность личностным знанием.

Выход из проблемной ситуации – это возникновение новых рационально–осмысленных форм организации теоретического знания. Различают проблемные ситуации:

  • Глобальные. Вызывают трансформацию мировоззренческих установок (замена линейного детерминизма и каузальности нелинейной парадигмой);

  • Локальные. Возникают, когда трудно установить соответствие функционирования теории с эмпирическим базисом.