Проблемные ситуации в науке
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Процесс познания можно представить как гносеологическую цепочку:
Вопрос–проблема–гипотеза–теория
Проблема – это совокупность суждений, включающих в себя как ранее установленные факты, так и суждения об еще не познанном содержании объекта. Установка и решение проблемы является средством получения нового знания.
Проблемное осмысление предполагает выдвижение гипотезы (предположения) – это рож умозаключения, посредством которого происходит выдвижение какой-либо догадки, предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений.
Условия обоснованности гипотезы (Лейбниц): гипотеза наиболее вероятна, если
- чем более она проста
- чем больше явлений м/б ею объяснено
- чем лучше она помогает предвидеть новые явления
Проблемные ситуации:
Являются необходимым этапом в научном познании;
Фиксируют противоречия между старым и новым знанием;
Указывают на недостаточность и ограниченность прежней стратегии научного исследования;
Культивируют эвристический поиск.
Симптоматика проблемной ситуации проявляется при возникновении контрпримеров, которые влекут множество вопросов и рождают сомнения, неуверенность и неудовлетворенность личностным знанием.
Выход из проблемной ситуации – это возникновение новых рационально–осмысленных форм организации теоретического знания. Различают проблемные ситуации:
Глобальные. Вызывают трансформацию мировоззренческих установок (замена линейного детерминизма и каузальности нелинейной парадигмой);
Локальные. Возникают, когда трудно установить соответствие функционирования теории с эмпирическим базисом.