1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА

Пространственно-временная организация материального мира

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Пространство Время Субстанциональный Реляционный реальное пространство и время Социальное пространство
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Пространство – это форма бытия, которая выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность материальных тел. Так как материальный объект есть, с одной стороны, нечто непрерывное (имеет длину, ширину, высоту), а с другой, – нечто прерывное (дискретное), то его пространственная определенность выступает также в форме структуры, которую образуют места элементов объекта.

Время – это форма бытия, характеризующая длительность существования и смену состояний материальных объектов. Длительность есть продолжительность существования вещи до тех пор, пока она сохраняет свои свойства.

Есть 2 подхода при трактовке пространства и времени:

  • Субстанциональный: пространство и время - самостоятельные сущности наряду с материей. П - некоторая пустота, не связанная с материальными предметами. В - самостоятельную сущность, не связанную с М и П. У Аристотеля П ограничено сферой неподвижных звезд, за ними – божественное небо, неподвижное, пребывающее вне В и П, и приводящее все в движение. Для Демокрита и Эпикура П представлялось - вместилище для атомов и отождествлялось с пустотой, а В – протекающим равномерно. Эти идеи, разделявшие материю, движение, П и В на самостоятельные субстанции, были развиты затем в классической механике Ньютона и имели широкое распространение вплоть до начала ХХв;

  • Реляционный: пространство и время - форма существования материи. П и В – не самостоятельные сущности, а особые отношения между объектами и процессами существующего мира. Вне этих отношений пространство и время не существуют. (Г.Лейбниц, К.Маркс и Ф.Энгельс).

Дальнейший шаг в развитии физических представлений о пространстве и времени был сделан общей теорией относительности.

Различают:

  • реальное пространство и время (объективные формы бытия материи);

  • перцептуальное пространство и время (связаны с нашими ощущениями, как мы их ощущаем);

  • концептуальное пространство и время (способ описания реальных П и В, их различные теор мод).

Общие свойства пространства и времени: объективность, абсолютность, вечность, безграничность, относительность, прерывность, непрерывность.

Свойства реальных пространства и времени:

  • Метрические. Выражают протяженность, связаны с измерением, характеризуют количественный аспект. Пространство: гомогенность, изотропность, кривизна. Время: однородность;

  • Топологические. Выражают упорядоченность, качественный аспект. Пространство: трехмерность, непрерывность. Время: одномерность. Эйнштейн: своей теорией относительности дал обоснование реляционной концепции пространства и времени. Он показал, как зависят пространственно-временные свойства тел от скорости их движения или как протяженность зависит от длительности и наоборот. Все его выводы подтвердили принцип единства пространства, времени и движения материи.

На различных уровнях организации материи свои пространственно-временные соотношения. На социальном уровне глубокие и разнообразные соотношения. Характеристиками социального взаимодействия являются:

  • Социальное пространство - форма существования различных социальных объектов, начиная от человека и кончая обществом. Соц П характеризует порядок сосуществования, структурность и протяженность общественных систем, социальных процессов;

  • Социальное время - форма общественного бытия, которое характеризует становление человеческой деятельности в системе общественных отношений и выражает длительность и последовательность различных стадий в историческом развитии.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.